29 марта 2010 г. Барбара Барнетт
Я смотрела марафон «Хауза» на канале USA Network (как будто я не пересматривала все эти серии минимум по 10 раз) безуспешно пытаясь понять, связаны ли эти случайно подобранные эпизоды какой-то общей темой. У меня возникли кое-какие идеи во время просмотра финальной серии второго сезона «Без причины», которую показывали как раз перед эпизодом «Разделенный Хауз», который вышел в конце пятого сезона.
Перевод для house-md.net.ru
В эпизоде «Без причины» враг Хауза, которого он видит в галлюцинации, многозначительно спрашивает его: «Почему ты так упорно не хочешь быть человеком?» Это очень грустный вопрос, который Хауз задает сам себе (в галлюцинации) в возможно самом интроспективном эпизоде из всех, и один из тех тяжелых и интроспективных вопросов, которые звучат в сериале в целом.
Перевод для house-md.net.ru
С тех пор прошло несколько сезонов, и вновь столкнувшись с галлюцинациями в конце пятого сезона – которые на этот раз не были последствием травмы – Хауз принимает решение стать более «человечным»: попробовать даль волю чувствам, стать более общительным и не отгораживать полностью себя от мира, которому он не доверяет. Конечно, с учетом обстоятельств, сложившихся в конце пятого сезона, выбор у него был небогатый.
Перевод для house-md.net.ru
Позволить себе быть человеком для Хауза всегда было слишком рискованно. Я могу сейчас лишь предполагать, но думаю, что на протяжении всей жизни он несколько раз расслаблялся и позволял себе быть обычным человеком – только чтобы убедиться, что его наихудшие опасения не напрасны. Куда проще надеть защитную маску сарказма, сделать вид, что ему все равно, и повесить большую табличку «Убирайтесь» на двери к своему сердцу. Для него легче избегать проявлений человечности к кому бы то ни было (он это часто показывал, но редко настолько резко, как в серии «Без причины»). Но столь долго сдерживаемые эмоции неминуемо должны вырваться наружу неконтролируемым и бурным потоком. И, когда это случается с Хаузом в конце пятого сезона, его снова мучают галлюцинации.
Перевод для house-md.net.ru
Но, в отличие от того, что было в эпизоде «Без причины», эти галлюцинации скорее разрушают его, чем позволяют что-то узнать о себе, они мучают его, превращают практически в сумасшедшего, когда реальность вокруг него начинает рушиться. Он больше не может положиться на единственную вещь, которой мог доверять, - его рациональное мышление. «Что у меня осталось?» - спрашивает он у Кадди в своей галлюцинации в серии «Без причины», решив, что она пожертвовала его острым рациональным умом ради существования без боли (без его согласия). Его ум – это все, что у него есть, то, что составляет его суть (как ему представляется). Утрата этого (как говорит Уилсон в эпизоде «Простое объяснение») – то, чего Хауз боится больше всего. И, хотя страх того, что боль в ноге станет невыносимой, влияет на жизнь Хауса весьма значительно, он не идет ни в какое сравнение со страхом потерять разум.
Перевод для house-md.net.ru
Не имея другого выбора в конце пятого сезона, Хауз попадает в руки проницательного и умного психиатра Дэрила Нолана (в исполнении великолепного Андре Броге), который говорит ему, что единственный способ излечиться – это дать выход человечности в себе, научиться доверять другим людям. Это сложная задача для Хауза, чьи проблемы с доверием начались, возможно, еще в детстве. Пребывая в безопасном убежище Мейфилдской клиники рядом с психиатром, готовым помочь ему справиться с неизбежными эмоциональными кризисами, Хауз находит в себе силы наладить контакт с другим пациентом (Элви) и родственницей пациентки Лидией.
Перевод для house-md.net.ru
Но в начале следующего эпизода Хауз снова возвращается в более привычное окружение. Шестой сезон показывает нам, как он справляется с новым способом борьбы с болью, депрессией и переосмысливанием своей человечности. Хауз, несомненно, пытается. Он пытался избегать тропинок, ведущих в «темное место» (как он назвал это в серии «Epic Fail), сомневаясь, стоит ли возвращаться на должность главы департамента диагностики. Это было непросто для Хауза, и, возможно, может объяснить, почему этот сезон воспринимается несколько неоднозначно (разумеется, это лишь мое мнение).
Перевод для house-md.net.ru
Как мы можем понять, Хауз в большей или меньшей степени выполнял указания своего врача, живя вместе с Уилсоном (хотя я не могу дождаться, когда он вернется в свою квартиру), чтобы избегнуть одиночества и изоляции, и терпя более сильную боль, не прибегая к спасительному наркотическому забвению. Хауз также пытался открыть свое сердце лишь для того, чтобы получить отказ ("Известные незнакомцы”), и после не слишком настойчивой попытки испортить отношения Кадди и Лукаса, он отступает, оставляя их в покое и понимая, что в настоящей ситуации у него слишком мало способов ее вернуть ("Уилсон”).
Перевод для house-md.net.ru
Но в эпизоде "Раскаяние” Хауз сталкивается с неким подобием самого себя в пациентке-психопатке. Его пугает, когда пациентка замечает в нем родственную душу, кого-то похожего на нее, того, кто избегает проявления любых человеческих чувств. Возможно, Хауз доверяет себе куда меньше, чем на самом деле заслуживает (хотя он может быть абсолютной и законченной сволочью - и неоднократно вел себя так после Мейфилда, достаточно вспомнить, например, его разрушительное влияние на отношения Чейза и Кэмерон в эпизоде «Командная работа»). И в то же время он незримо и без всякой выгоды для себя помогал окружающим его людям. Он оказывался способным на широкие и романтичные жесты, был внимательным и мудрым советчиком и защитником для своих коллег (в недавней серии «От 5 до 9») и пациентов (а также их семей) в течение многих лет. Врач Хауза спрашивал у него, почему он считает, что люди будут относиться к нему хуже, если узнают, какой он на самом деле: зачем нужна эта дымовая завеса? «Настоящий» Хауз вовсе не такой уж ужасный человек.
Перевод для house-md.net.ru
Часть проблем Хауза заключается в том, что он ограничивает себя верой в то, что слова сами по себе бесполезны: дешевый и пустой жест, призванный успокоить нас самих и ничем не помогающий тому, кто пострадал. Об этом он говорил еще в начале сериала. Я не уверена в том, что даже после лечения Хауз действительно поверил, что слова (иногда) могут исцелять не хуже действий – и не все нужно «исправлять» и возвращать в прежнее состояние. Но он пытался (и продолжает пытаться делать попытки).
Перевод для house-md.net.ru
В этом сезоне Хауз прошел долгий путь от человека, который с трудом мог заставить себя войти в бар, чтобы поболтать с коллегами (третий сезон, "Недоумок”). Он отправляется на экспресс-свидания, берет уроки кулинарного мастерства и танцует с Кадди. Когда она разбивает ему сердце в серии «Известные незнакомцы», Хауз ведет себя как взрослый (ну , хорошо, после вышеупомянутой неудачной попытки все испортить). Признаваясь Уилсону, что ему далеко не безразличен ее отказ, Хауз решает идти дальше вместо того, чтобы погрузиться в депрессию и накачать себя наркотиками – или хуже.
Перевод для house-md.net.ru
Каждый из нас может лишь догадываться, чем закончится для Хауза финал сезона. И пока мы ждем новых серий, я пытаюсь представить, куда же приведет Хауза его судьба. И вспоминаю слова Дэвида Шора (и Хью Лори) о персонаже: «два шага вперед и три назад». И в этом, как мне кажется, и заключается самая главная подсказка.
|