От переводчика Morinen: Еще одна рецензия на финал сеона от cryptictac. Я перевела этот пост, потому что согласна с ее видением финала практически полностью (ну, за исключением, некоторых деталей). Если резюмировать: серии “Under My Skin”/”Both Sides Now” сразили меня. Какую же хитрую уловку приготовили нам в этой дилогии авторы! После просмотра 5х23, когда у меня прошла первая эмоциональная реакция на то, что Хаус и Кадди сделали это, и подключилась рациональная часть мозга, я поняла, что с темпом развития событий в этой серии что-то не то. Ну, теперь-то все приобрело смысл! Теперь-то я понимаю, почему темп казался неправильным – это было сделано намеренно. В тот момент, когда в офисе Кадди Хаус сказал: «У меня галлюцинации», левая половина его мозга озвучивала проблему и рационализировала то, что происходило в его голове, а правая плыла на лодке по молочным рекам с кисельными берегами. И с самого начала серии 5х24 нам намекают, что что-то пошло не так – с помощью операторской работы. Дрожание камеры создает ощущение тревоги и волнения. Странный ритм серии, непривычно обрывочные и несвязанные сцены – все это готовит нас к чему-то большому, к чему-то что должно вот-вот развернутся.
После финальной серии многие ноют: «Опять галлюцинации! Как дешево, плохо написано, сценаристы такие ленивые». Ради бога, если кто-то хочет так думать – это его проблема. На самом деле, галлюцинации всегда играли ключевую роль в исследовании психики Хауса. Он – крайне замкнутый, обращенный в себя человек. По сути дела, у нас есть шанс увидеть эмоции Хауса, узнать о его истинных желаниях и потребностях только тогда, когда он не в здравом уме. Одно это говорит о масштабах его замкнутости и размере тараканов в его голове. В конце концов Хаус достигает переломного момента: его мозг (конечно, не без влияния наркотиков, которые, бесспорно, сыграли свою роль в этом психологическом срыве) уже не может справляться с тяжестью всего того, что он держит в себе. Хотя, по правде говоря, Хаус с самого начала не был образцовым психически здоровым человеком. Его галлюцинации прогрессируют. Сперва галлюцинация, связанная с кетамином. Затем галлюцинации, вызванные сотрясением и электростимуляцией мозга. После этого галлюцинации, обусловленные психозом. Все это говорит о том, что Хаус постепенно скатывается в психическое расстройство.
Мне лично видится, что у каждого сезона есть своя тема. Финал всегда подводит ей итог и связывает вместе все сюжетные концы, в то же время открывая дорогу для новой темы, которая будет исследоваться в следующем сезоне. Первый сезон был о человеке – Грегори Хаусе, о том, кто он и каков он. Второй сезон был о том, как прошлое изменило жизнь Хауса. Третий сезон - о том, как Хаус сопротивляется переменам и отказывается меняться. Четвертый сезон - о перемене, которая не во власти Хауса, и о том, как он справляется (или не справляется) с ней. И, наконец, пятый сезон – о том, как Хаус хочет измениться.
Именно поэтому для меня линия Хаус/Кадди в этом сезоне была особенно интересна. Два чрезвычайно одиноких, беззащитных, но упрямых человека, которые знают друг друга и доверяют друг другу очень… по-особенному, начали испытывать взаимное притяжение. Притяжение, обусловленное тем, что оба они находились в этот момент на определенном этапе жизненного пути. Кадди пыталась справиться с материнством, Хаус пытался справиться… со всем вообще. И ему не от кого, кроме Кадди, было ждать поддержки, учитывая, что Уилсон держался весьма отчужденно на протяжении больше, чем половины сезона. Я никогда не верила в то, что, даже если бы Хаус и Кадди попытались построить отношения, у них это получилось бы. Во всяком случае, не в этом сезоне. И, наверное, не в следующем. И не в том, который будет после. У Хауса гигантский клубок проблем, и на распутывание его уйдут годы, прежде можно будет хотя бы задуматься об отношениях. Мне также ни разу за весь сезон не показалось, что история Хауса и Кадди была о романтике или любви. Она была о скорее о стремлении что-то изменить, заполнить пустоту в жизни друг друга. Особенно в жизни Хауса. И оба они страдали излишним идеализмом: Кадди хотела увидеть в Хаусе человека, с которым она может быть вместе, а Хаус хотел увидеть такого человека в Кадди. Единственная разница в том, что Кадди этого не скрывала, и Хаус в своем кабинете резко поставил ее на место. Сам же он, представил себе это в галлюцинации – и (какая ирония!) Кадди поставила его на место в своем кабинете.
Так почему же Хаус вообразил себе интимность с Кадди и не понял, что это галлюцинация? По моему мнению, Хаус давно уже был на пути к психическому расстройству. И даже не только в пятом сезоне – началось это, еще когда его ранили в “No Reason”. Знаете, как правило, болезнь прорывается на поверхность и срыв наступает из-за чего-то несущественного. Последней каплей всегда оказывается мелочь – штраф за парковку, разбитый стакан, – что-то, что обычно не вызывает у человека значительной реакции. Думаю, уход Кадди после того, как он сказал ей «иди корми своего ублюдочного ребенка», и был той самой последней каплей. Хаус пришел в кабинет Кадди с намерением просить помощи, но, как обычно, все испортил. И в тот момент, когда она сказала «Да пошел ты», что-то в нем надломилось. Его разум перестал справляться и внезапно переключился в защитный режим: отверг реальность и переместился в зону, огражденную от боли, переживаний, страхов, одиночества, грусти – от всего, что окружало Хауса.
И это самое печальное во всей истории: в своей иллюзии Хаус был счастлив. Во всяком случае настолько, насколько он вообще способен быть счастливым (конечно, он все равно скептически к этому относился). Он поверил, что нашел что-то – кого-то – кто вытащит его на поверхность, из-под воды, где он захлебывался уже бог знает сколько времени. Хаус искренне поверил, что Кадди спасла его и хотела его так же, как он хотел ее (или верил, что хотел). Неудивительно, что, разрушение иллюзии вызвало у Хауса такой шок. Не только все это счастье оказалось ложью (что он по иронии всегда сам пытается доказать в сериале), но и вера в то, что Кадди хочет его, была обманом. Все это оказалось неправдой. У меня самой бывали в жизни времена, когда я действовала, будучи не в здравом уме. Это очень страшно. Потеря контроля над своим собственным разумом –самое страшное, что может испытать человек.
И вот здесь большинство обманутых в своих ожиданиях фанатов Хаус/Кадди совершенно упускают суть. Хаус лишился рассудка. Он провалился в полномасштабный психоз. Плохой фундамент для отношений! На самом деле, если бы авторы пошли в этом направлении, мне было бы противно. Заставлять двух героев переспать друг с другом, используя сильнейшее психическое расстройство как повод? Это не только полностью свело бы на нет серьезность заболевания, но и очень негативно сказалось на убедительности характера Кадди – как уважаемой женщины и как врача. И что бы вышло из такой истории? Вагина Кадди волшебным образом исцелила бы Хауса от всех внутренних демонов? Не думаю. Если бы Кадди на самом деле была рядом с Хаусом во время детоксикации, она бы ни за что не позволила ему поцеловать себя или довести дело до секса. Кадди – умная и уважающая себя женщина. Она поняла бы, что Хаус пытается отвлечься, ищет выход эмоциям, чтобы справиться с физической и душевной болью от детоксикации, и положила бы конец его действиям сразу же. Фэндом снова упрощает глубокие и серьезные проблемы, ожидая, что такая вещь как психическое расстройство будет служить средством для воссоединения их любимых героев. Народ, сериал – это не фанфик. (К слову, еще об одной сцене, которой умиляются фанаты Хаус/Кадди: нет, Хаус не всерьез предложил Кадди съехаться. Он вообще всю серию был не в своем уме. Может быть, иррациональная половина его мозга и считала это серьезным предложением, но не потеряй он связи с реальностью, понял бы, насколько нелепа эта мысль.)
Но я отвлеклась, продолжим разговор про серию. Монтаж финальных сцен стал изумительным завершением не только прекрасной серии, но и прекрасного сезона. Нам показывают две в корне разные перемены: счастливую – Чейз и Кэмерон начинают новую совместную жизнь, и Хауса, едущего в психбольницу Мэйфилд. И то и другое – отказ от свободы, но посмотрите, какой разный смысл! Контраст между двумя сценами потрясающ: яркие, живые цвета на свадьбе Чейза и Кэмерон и темные и тусклые – вокруг Уилсона и Хауса. (Кстати, к вопросу о темном и тусклом: вы обращали внимание на скудные цвета в квартире Хауса? Она всегда будто подернута дымкой: бледная, освещенная очень тусклым светом. Интересная метафора на самого Хауса.)
В финальных сценах мы видим, что Кадди приводит Хауса к Уилсону, и именно Уилсон отвозит друга в Мэйфилд. И это вполне логично, что бы ни говорили по этому поводу фанаты Хаус/Кадди. Это логично, потому что именно к Уилсону Хаус всегда приходил за эмоциональной поддержкой, именно Уилсон всегда был его доверенным лицом. Здесь тоже интересное противопоставление: в галлюцинации Хауса Кадди бросила все, чтобы помочь ему. В реальности же она в минуту нужды отвела его к Уилсону. (Замечание в сторону. Прекрасная параллель между финалом четвертого и пятого сезонов: после смерти Эмбер Кадди сидела у кровати Хауса, Уилсон же ушел. А в конце этого сезона именно Уилсон был рядом, когда Хаус в нем нуждался. Еще одна перемена: от горечи и обиды – к прощению.) Слова Кадди о том, что у нее с Хаусом не может быть личных отношений, тоже вполне логичны. Решив пойти на свадьбу, она устанавливает дистанцию между собой и Хаусом – дистанцию, которая, как она чувствует, ей необходима. Это не значит, что она идет на свадьбу счастливой. Конечно, она счастлива за Чейза и Кэмерон, но при этом вовсе не выглядит радостной. У нее обеспокоенный и встревоженный вид. Интересно посмотреть, как будет развиваться линия Хаус/Кадди дальше, особенно теперь, когда Кадди знает о чувствах Хауса к ней. Нет, я по-прежнему не верю, что между ними когда-нибудь будут романтические отношения. Но, возможно, следующие три сезона покажут, что я неправа. Кто знает. Не буду строить предположений. Этот сериал так часто преподносил мне сюрпризы, что уже не осталось места для домыслов!
Источник Перевод - Morinen Первая публикация - greg_house_ru
|