Барбара Барнетт, 29 апреля 2009«
Я не спал с тех пор, как умер Катнер». Тяжелое признание Хауса (Хью Лори как всегда изумителен) Кадди (Лиза Эдельштейн) в приближающей нас к концу сезона серии «Хаус раздвоился» говорит нам, насколько Хауса волнует его собственный здравый рассудок. В этом признании обычно очень скрытного Хауса наконец озвучивается, насколько глубоко подействовала на него смерть Катнера.
перевод для house-md.net.ruЧто за фантастический эпизод! В лучших эпизодах «Доктора Хауса» комбинируются юмор, драма, напряжение и удовольствие, тьма и свет. В данной серии есть все это и даже больше: это ключевая серия в развитии очень мрачной линии такого персонажа как Хаус (возможно, значительно более мрачной – и это кое о чем говорит).
перевод для house-md.net.ruПо мере того, как развивается «дикая гонка» эпизода этой недели «Хаус раздвоился», когда постоянное и все более агрессивное присутствие Эмбер все более затрудняет Хаусу возможность укрыться, все вокруг начинают задаваться вопросом – что не так. Лишенный сна и истощенный, Хаус знает, что она – просто галлюцинация, что его переутомленный и лишенный сна мозг проделывает с ним зрительные и слуховые трюки. Насмехаясь над ним, она спрашивает, почему именно она досаждает ему, почему именно она стала образом в его подсознании.
перевод для house-md.net.ruПерекликаясь с последними эпизодами прошлого сезона «Голова Хауса» и «Сердце Уилсона», Эмбер открывает то, что многие их нас знали и без ее откровений. Хауса тяготит ужасное бремя вины – чуть ли не «вес мира». Отрицая и отвергая это на словах, он все еще чувствует ответственность перед Эмбер, а теперь еще и перед Катнером. «Может быть твоя вина за самоубийство Катнера напоминает тебе, каким виноватым ты чувствовал себя из-за меня», - подначивает она.
перевод для house-md.net.ruОтказываясь иметь дело с плодом своего воображения, Хаус заявляет ей, что она – «продукт истощенного разума». Но что бы ни привело ее к Хаусу, она пристает к нему, как «белое к рису». Но с практически вызывающим ужас развитием событий, Эмбер превращается из обычной надоеды в постоянную музу и что-то значительно более зловещее. В конце эпизода Хаус видит, что она – это его самые худшие наклонности, ничем не ограниченные и резвящиеся в его сознании, беспокоя разум. Действительно уж «Хаус раздвоился».
перевод для house-md.net.ruМы часто видим Хауса, борющегося в одиночестве во мраке своего кабинета или квартиры с мыслями о пациенте, об этичности решения – или даже о своей жизни. Что же это за мысли, которые ведут через «крысиный лабиринт разума» (как определил это Уилсон), которые обеспечивают Хаусу его гениальность и его самые большие проблемы? В Эмбер мы видим внешнее воплощение мыслительного процесса Хауса. Но он играет с огнем. (Что еще новенького?)
перевод для house-md.net.ruЭмбер представляет отдаленные области разума – «проблески» и мимолетные вспышки памяти. Быстро промелькнувшие факты, отложившие в памяти след едва различимый, едва узнаваемый. Такие мысли где-то там есть всегда, но, образно выражаясь, они более «выпуклы» и для Хауса более легкодоступны. В его нынешнем состоянии Эмбер может представлять собой подарок, а не проклятие или раздражитель. Должным образом направленная, интуиция Эмбер может помочь восстановить диагностические сверхсилы хауса, которые, как он полагает, он теряет (что он и продемонстрировал в последнем эпизоде).
перевод для house-md.net.ruЭто соблазнительная идея, особенно потому что Хаус думает, что он теряет свой медицинский «моджо». Больше не являясь раздражителем, Эмбер становится его музой и его союзником в решении нынешней проблемы. Хватит времени поспать после того, как пациенту будет поставлен диагноз. И плевать на снотворное, выписанное Уилсоном: Эмбер предоставила Хаусу новый договор аренды на его «моджо».
перевод для house-md.net.ruНо почему она действительно тут? Она – проявление вины Хауса? Зрители, которые внимательно смотрят сериал, знают, что отказ Хауса признать свою косвенную ответственность за смерть Эмбер – просто «река в Египте».
перевод для house-md.net.ruСмерть Эмбер ударила по Хаусу очень сильно, сильнее, чем бы ему хотелось показать своим коллегам. И воспоследовавшая утрата дружбы с Уилсоном, и смерть отца, и малыш Кадди – все оставило свой след в хрупкой душе Хауса. Я всегда говорила, что проблема Хауса не в том, что он ничего не чувствует или чувствует слишком слабо, а в том, что он чувствует слишком сильно. И он сталкивается с ужасной участью в прошедшем году.
перевод для house-md.net.ruА затем – самоубийство Катнера, по виду случайное, без предсмертной записки, без намека, без знака. Это стало той самой последней каплей. Как сказал Уилсон Хаусу в «Спасителях», это было бы безумием, если бы у него не было что-то не в порядке. Но Хаус теряет сон на недели, преследуемый мыслями о Катнере, вероятно не в состоянии отключить свой разум, обрабатывающий каждую частичку информации о нем: о его жизни, его работе, его семье и его смерти. Долго после того, как все остальные стали двигаться дальше, Хаус не мог сделать это. Вспомните, как долго его преследовала смерть Эстер («Высокие ставки», сезон 2). У Хауса многое не в порядке.
перевод для house-md.net.ruИтак, Эмбер занимает все более доминирующее положение в мыслях Хауса. Но Эмбер теряет свой блеск музы, когда начинает господствовать над мыслительным процессом Хауса. По мере развития сюжета она становится все более реальной для него. И как только Эмбер становится все более доминирующим элементом в мыслительном процессе Хауса, Хаус начинает принимать мысли и идеи Эмбер, исключая любые другие – даже его собственные.
перевод для house-md.net.ruДействительно ли Хаус настолько утратил доверие к своим медицинским заключениям, что ему нужно заново найти себя (буквально)? Поэтому те маленькие «проблески и вспышки» - на задворках его памяти. Они настолько велики, что доступны лишь по кусочкам: память там, идея здесь. Но когда Хаус все более погружается в себя, он начинает соединять проблески идей во что-то более существенное, хотя Эмбер дает ключи и к правильным диагностическим оборотам, и к совершенно ошибочным. Хаус теряет способность различать их, находясь в зависимости от Эмбер, а не от собственных осознанных и отфильтрованных мыслительных процессов.
перевод для house-md.net.ruВ итоге даже команда Хауса растворяется в этом сюрреалистическом видении, она кажется значительно менее осязаемой, чем Эмбер, когда Хаус все более погружается в себя и становится все более оторванным от действительности. Разум Хауса блуждает от воспоминаний о медицинской школе (что, вероятно, полезно для диагностирования) к стриптизершам, когда Эмбер помогает ему вспомнить стриптизершу, которая участвовала в мальчишнике Уилсона и которую он готовит для Чейза.
перевод для house-md.net.ruКогда эмберовдохновенный диагноз Хауса оказывается ошибочным – и тот забывает об аллергии Чейза на клубнику – Хаус начинает понимать, что его вызванная бессонницей галлюцинация, возможно, не является таким уж подарком. Когда его приглашают закончить дело, Хаус говорит Кадди, что он не может сделать это, больше не доверяя своим инстинктам и навыкам. Запершись в своей квартире, где больше не может нанести никакого вреда пациенту, он отдает дело своей команде. Несмотря на убеждения Эмбер, Хаус начинает понимать, во что вляпался. И что Эмбер должна уйти.
перевод для house-md.net.ruКогда он наконец приходит к Кадди за новым рецептом на снотворное, Кадди спрашивает его, что случилось. «Поговори со мной», - просит она. Видя, что Эмбер становится столь же реальна, как Кадди, и заглядывая в глубины своего сердца, серьезно удрученный Хаус признается, что не спит с тех пор, как умер Катнер. Но даже хороший сон не может избавить Хауса от галлюцинаций.
перевод для house-md.net.ruОслабевший Хаус лечит Сета, глухого 14-летнего борца. Внезапно во время состязания тот «слышит» взрывы. У ребенка, потерявшего слух в 4-летнем возрасте, - синдром «взрывающейся головы». Удивляясь, почему у него нет кохлеарных имплантантов, которые бы позволили бы ему вновь обрести слух, Хаус узнает, что Сет не хочет расставаться с комфортом калеки и культурой, к которой он привык. Его мать – его главный союзник.
перевод для house-md.net.ruХаус и раньше оказывался перед такой дилеммой в работе с пациентами, когда вопросы «качества жизни» вынуждали Хауса предлагать опасные процедуры или высмеивать членов семьи, которые препятствовали ему взять на себя риск, который мог бы вернуть пациенту «нормальное» состояние. «Крошечное веселое Рождество», «Недоумок» и серия этого сезона «Без боли» (хотя тут пациент просто хочет умереть) – все они касаются столь чувствительной для Хауса темы.
перевод для house-md.net.ruХаус никак не может понять, почему люди предпочитают быть калеками, когда они могут быть нормальными. Он не может осознать, почему кому-то может быть настолько удобно его состояние бессилия, что он отказывается пройти даже через простую процедуру, чтобы стать «нормальным». Хаус убеждает Чейза вставить кохлеарные имплантанты без согласия семьи. Он, убежденный Эмбер, уверен, что как только ребенок получит имплантанты, он приспособится к ним и будет чувствовать себя с ними прекрасно, как того и хотела мамочка.
перевод для house-md.net.ruНо чем отличается Сет от Хауса? Хаусу слушком удобно носить свое увечье как значок (и употреблять наркотики), боясь попытаться «соответствовать»? Ему нужен кто-то, кто мог бы оттолкнуть его от края пропасти, кто заставил бы его спасти себя? Да, Хаус испробовал (и как минимум вяло пробует) разные способы покончить со своей болью. Но он будет пытаться (как в случае с метадоном) и будет останавливаться, когда риск потреи его дара станет слишком велик, чтобы продолжать рисковать им. Но заключается ли реальная роль Эмбер в том, чтобы по-настоящему испугать Хауса? Испугать достаточно драматично, чтобы заставить его измениться?
перевод для house-md.net.ruЕдинственное, что имеет значение для Хауса, - его интеллект и его медицинский дар. Если он не сможет доверять своим навыкам (как в конце этого эпизода), что ему останется? Что может заставить Хауса обратиться за помощью? Это может быть утрата его мастерства – или утрата его рационального мышления. Я не думаю, что он дошел до этого, но есть еще два эпизода до конца сезона.
перевод для house-md.net.ruДелает более легким мрачное путешествие в подсознание Хауса подготовка мальчишника Чейза. Подготовка Хаусом праздненства в стиле «Калигулы» истерически забавна – он подобен ребенку в магазине сладостей. Отправка Формана и 13-й на поиски стриптизерш – вдохновенный шаг, а огненные коктейли приятно удивили, не говоря уже о пропитанном алкоголем мороженном. С душой. Грегори Хаус безусловно может организовать вечеринку, если захочет. А похищение Чейза – шедевр. Он только организовывает вечеринку или он делает что-то хорошее для Чейза? Он пытается разрушить счастье Чейза с Кэмерон или просто желает Чейзу добра в лучшем «мужчинском» стиле, на который способен?
перевод для house-md.net.ruНе сама вечеринка, а ее организация, кажется, делают Хауса счастливым. Хаус на самом деле никогда не показывал себя «светским львом» (хотя он говорит о хорошей игре).
перевод для house-md.net.ruУвидев несколько фрагментов перед тем, как эпизод вышел в эфир, я не могла понять, как Хаус, одинокий, замкнутый, оберегающий свою частноую жизнь человек, мог так гульнуть. За исключением того, что он этого не делал. Он все утроил, организовал, а потом полностью дистанцировался. Очень-очень похоже на Хауса.
перевод для house-md.net.ruМне все больше нравятся «Фортин». Мне понравился тот факт, что Форман заплатил деньги, чтобы посмотреть, как 13-я развлекается со стриптизершей. А Уилсон? Пьяный в стельку – это он или не он? Чейз был восхитителен, а Кэмерон добровольно отказалась пойти вместе со всеми - вроде того.
перевод для house-md.net.ruНо вечеринка, дело безумное и головокружительное, оборачивается неприятностями, когда Чейз слизывает земляничное масло с живота стриптизерши и получает анафилактический шок. Хаус винит себя, проклиная свое подсознание (в лице Эмбер) за то, что чуть не убил Чейза. Очевидно, Хаус или забыл, или не знал, или слишком устал, чтобы помнить. Он сильно потрясен мыслью о том, что мог стать причиной еще одной смерти близкого ему человека. Ощущение вины растет. «Я знал о масле для тела, я знал об аллергии Чейза. Я пытался убить Чейза. Почему я сделал это?» Хаус, берущий на себя вину за аллергическую реакцию Чейза, - практический самый пугающий момент этого вечера. Что заставило его почувствовать еще большею вину? Незаслуженную вину…
перевод для house-md.net.ruА теперь – нокдаун серии этой недели. Хаус, выглядящий значительно лучше после того, как выспался, и чувствующий себя лучше, не видя Эмбер, думает, что освободился от нее. До тех пор, пока она не появляется там. Прямо перед ним. Полный отрыв башки для Хауса. Вот так вот!
Перевел –
Difficulttocure
Источник