Барбара Барнетт, 15 апреля 2009После такого зубодробительного удара, каким было шокирующее самоубийство Катнера в предыдущей серии «Доктора Хауса», практически любой последующий эпизод мог показаться бледной тенью по сравнению с ней. Но повторный просмотр серии добавляет пикантности «Спасителям» - 21 серии пятого сезона «Хауса». В приуроченном к предстоящему Дню Земли эпизоде Хаус и его команда лечат Дага Свенсона (Тим Рок), близкого по духу к «Гринпису» активиста-эколога, который потерял сознание во время сидячего пикетирования угольной шахты. Учитывая то, что эпизод вышел сразу после Пасхи, у Свенсона можно разглядеть комплекс Мессии, который затмевает для него брак и семью.
перевод для house-md.net.ruДело было предложено Хаусу (Хью Лори) его бывшей коллегой Кэмерон (Дженнифер Моррисон), которая откладывает отпуск с Чейзом (Джесси Спенсер), чтобы заняться этим делом. Хотя она говорит и Чейзу, и Хаусу, что всего лишь отдает долг своему коллеге из Филадельфии, мотивы Кэмерон довольно сомнительны. Чейз удивляется, почему именно ЭТО дело и в такой ответственный момент срывает такой нужный отпуск, который он планировал неделю. Не собирается ли она вернуться в команду Хауса после того, как смерть Катнера обеспечила ей такую возможность? Хуже того, не заинтересована ли она в том, чтобы быть ближе к Хаусу и в личном плане? Это совершенно резонный вопрос, который, я уверена, сидел в голове Чейза с тех пор, как они стали быть вместе в третьем сезоне (не считая эпизода в серии второго сезона «Охота»).
перевод для house-md.net.ruНо Чейз – не единственный удивленный возродившимся интересом Кэмерон к диагностике. Хаус и Кадди (Лиса Эдельштейн) также считают, что Кэмерон заинтересована в том, чтобы снова быть в команде – и поближе к Хаусу. Кадди напрямую спрашивает ее, влюблена ли она все еще в него, то же делает и Хаус (но по-своему).
перевод для house-md.net.ruСначала Хаус полагает, что Кэмерон либо хочет снова вернуться в команду, потому что соскучилась по поисковой работе, либо все еще интересуется им – хотя бы для того, чтобы быть «вправе дать совет в горе» ему и его команде после смерти Катнера. Хаус отметает эту мысль как опоздавшую на неделю. Хотя это может не являться настоящей причиной присоединения Кэмерон к диагностической группе Хауса, в этом есть смысл, даже если это произошло через неделю после смерти Катнера. Делая люмбарную пункцию, Кэмерон спрашивает Формана, как дела у Хауса (и не только у него, она интересуется, как поживают остальные члены команды). Она явственно беспокоится о Хаусе, который все воспринимает, но мало что выражает. Она никогда не говорила об этом, конечно, но это имеет место. И это служит надежным оправданием для ее стремления присоединиться к команде…
перевод для house-md.net.ruНо настоящие резоны Кэмерон значительно более реалистичны и интересны. Как и многое во внутренней сюжетной линии эпизода, это связано с призраком Катнера, гнетуще парящим в воздухе. Мы не видим слишком уж мучающуюся и сокрушенную горем команду. Но прошла неделя, и как и большинство людей, они за это время попытались отстраниться от того, что до сих пор бередит душу и заставляет остро чувствовать утрату, попытались двигаться дальше и находить утешение там, где это возможно. Каждый реагирует по-своему на трагическую и бессмысленную смерть Катнера. И каждый старается смириться с ней, найти хоть какой-то смысл в подобной кончине. Форман (Омар Эппс) замыкается, игнорируя самоубийство насколько возможно, найдя свое «нормальное состояние» в расследовании дела – и в несоглашательстве с Хаусом. Форману нужно пережить все это самому, не подпуская к себе ту, которая, возможно, больше всего нужна ему, чтобы открыться, - Хэдли, Тринадцатую (Оливия Уайлд). Ей больно и она не может найти поддержку у любимого, который отказывается разделить с ней свою боль. Взгляды Тауба на самоубийство дают ему право быть сердитым на Катнера; он переживает горе молча, так, как он это делал в конце «Простого объяснения», и движется дальше, полагаясь на поддержку своей жены.
перевод для house-md.net.ruЧейзу и Кэмерон, которым Катнер хоть и не был так близок, как другим, тоже нужна поддержка. Трагическая утрата коллеги и члена большой семьи отделения диагностики подействовала и на них. Хотя Кэмерон хочет «вернуться домой» только для того, чтобы узнать, что «все будет в порядке», самоубийство Катнера подогревает желание Чейза иметь более постоянные отношения с Кэмерон, которой он собирался сделать предложение во время теперь уже отложенного отпуска. Кэмерон случайно узнает о планах Чейза и она испугана как возможными обязательствами, так и выбором времени для этого – слишком скоро после смерти Катнера. Конечно, она не выражает свою озабоченность Чейзу, вообще избегая разговоров об этом.
перевод для house-md.net.ruИнтересно, что Хаус – единственный, кто помогает Кэмерон понять собственные страхи по поводу Чейза, обязательств и грядущего предложения. Когда он этого хочет, Хаус действительно может быть достаточно хорошим слушателем – и может дать хороший совет. Обычно это выражается в инсинуациях, сарказме со здоровым налетом безразличия. Но в этот раз Хаус дважды говорит – действительно говорит – Кэмерон, что она пытается вынудить Чейза бросить ее: «Или ты бросаешь его эмоционально, или физически. Лишь одно тебе по сердцу.» Как сказал ей Хаус, именно первый опыт с «мужем номер один» заставляет ее как от выстрела шарахаться от дальнейших серьезных взаимоотношений. Хаус делится собственным опытом, и во время их второй беседы практически создается впечатление, что он размышляет о своей собственной ситуации – со Стэйси и, возможно, с Кадди.
перевод для house-md.net.ru«Ты ошибаешься», - говорит она Хаусу, когда тот набрасывается на нее после зарытия дела, обвиняя в том, что она использовала его, чтобы порвать с Чейзом. Хаус утверждает, что она фактически пытается заставить Чейза порвать с ней. Слова Хауса находят отклик в душе Кэмерон и она признается в своих опасениях Чейзу, который после этого опускается на колени и делает ей предложение. Мило.
перевод для house-md.net.ruНаряду с головоломкой пациента и головоломкой Кэмерон Хаус имеет дело с третьей головоломкой, не дающей ему покоя: странные новые пристрастия в еде Уилсона. Столкнувшись с тремя загадками, которые, кажется, поражают его, Хаус чувствует, что теряет свою «остроту», свой «мождо». Хотя, я думаю, это связано со смертью Катнера, может быть даже усилилось из-за нее; я думаю, это то, что более всего «зацепило» Хауса в этом сезоне, особенно в последних эпизодах. Хаус признается Уилсону: «Я думаю, я теряю рассудок». Но Уилсон успокаивает Хауса, говоря, что то, что он чувствует, - это нормально, что его «моджо» «там, где он его оставил, нужно продолжать играть с ним» и он вернется к нему.
перевод для house-md.net.ruПоскольку крошки печенья не помогают ему отыскать его, Уилсон возбуждает любопытство Хауса по поводу своего внезапно возникшего пристрастия к здоровою пище: омлета из яичного белка, капустного салата и моркови. Пораженный, Хаус окончательно ставит точки над і, только когда Уилсон кладет последний фрагмент головоломки на место. Хаусовская сконцентрированность на Уилсоне делает его достаточно сосредоточенным, чтобы также выяснить, что с пациентом. И с Кэмерон.
перевод для house-md.net.ruМне очень понравился тот факт, что Уилсон использовал свой собственный опыт, приобретенный с Эмбер, для работы с Хаусом, чтобы аккуратно помочь Хаусу вернуться к некоему подобию «нормального состояния». Уилсон лучше, чем кто-либо, должен знать, что, что бы ни чувствовал Хаус из-за Катнера, он никогда не выкажет этого, но закопает это глубоко в себя, где оно и перегниет. Отвлечь Хауса и заставит его играть в игру – вот способ Уилсона помочь Хаусу справиться. Это Уилсон в своих лучших проявлениях: друг, защитник, но не разрушитель; он не пытается заставить Хауса «измениться», а пробует сделать его немножечко лучше.
перевод для house-md.net.ruИнтересно отметить, что Хаус признает, что и Уилсон, и Кэмерон пытаются помочь ему справиться со смертью Катнера. И он не отвергает их – как не отверг заботу Кадди в предыдущей серии.
перевод для house-md.net.ruТо, что происходит, ясное дело, лишает Хауса решительности. Я думаю, происходящее не связано с самоубийством Катнера, хотя мне кажется, что смерть Катнера оставила глубокие раны и нанесла последний удар по израненной душе Хауса. А ведь это пока еще не финальная сцена, чтобы мы получили полное представление о том, как плохо переживает он подобные вещи. Несмотря на внешнее спокойствие Хауса – он наслаждается едой и весельем с Уилсоном (напоминает финальную сцену серии первого сезона «Будь ты проклят, если сделаешь это»), сидит за фортепиано и самозабвенно играет “Georgia On My Mind” (в прекрасной аранжировке Хью Лори) – Хаус в глубоком эмоциональном расстройстве. И как Хаус играет в финальной сцене, когда его посещает Эмбер! Эмбер, которая умерла в конце прошлого сезона. Она – иллюзия, шепчущая на ухо Хаусу, насмехающаяся над его «моджо» и его рассудком. Хаус выглядит испуганным, как будто его посетил призрак, что в действительности и было. Новое появление Энн Дудек ожидается, как минимум, в следующем эпизоде.
перевод для house-md.net.ruА теперь о цветах. Цветы в палатах, в «скорой помощи» (которые Хаус находит время понюхать). Символ романтики (или, как определил их Хаус, «дешевая подмога браку»), источник загрязнения пестицидами и источник болезни «пациента этой недели». Компромисс Свенсона со своими принципами, когда он покупает розы своей жене, приводит к ужасной болезни. Урок: никогда не идите на компромисс со своими принципами, иначе это может убить вас. Урок второй: романтика приходит с шипами, некоторые из них могут быть смертельны. Итак, покупатель предупрежден.
перевод для house-md.net.ruРомантика прекрасна, но путь тернист. И Кэмерон с Чейзом, и Тринадцатая с Форманом – все пытаются продраться сквозь розовые кусты романтики. Даже Кадди, не уверенная в своих чувствах к Хаусу, ищет уверений, что Кэмерон не собирается становиться у нее на пути. Ее озабоченность тем, что Кэмерон имеет намерения вернуться в команду, лишает ее решительности, и хотя между ней и Хаусом нет отношений, они, безусловно, движутся в этом направлении. Она прерывает прием Хауса в клинике, спрашивая: « Что происходит с Кэмерон?» Хаус понимает, что все, чего она действительно хочет, - гарантии того, что Кэмерон нет на его горизонте. Это очень интересно для Хауса, но Кадди исчезает, пока он отвлекается на пациента, прежде, чем Хаус смог продолжить изучение интересующего вопроса.
перевод для house-md.net.ruКак обычно, название эпизода дает нам возможность глубже заглянуть в его сюжетные ходы. «Спасители», вышедшие в эфир на следующий день после Пасхи, подарили нам несколько таких ходов. Пациент с комплексом Мессии, чье стремление спасти мир более важно для него, чем жена и ребенок, - совершенно очевидно «заглавный» спаситель. Уилсон, намеревающийся помогать Хаусу в трудное для него время, подчеркивает, что для Хауса «нормально» прекратить свою игру, чувствовать потерю своего «моджо», что было бы странно, если бы он вообще не реагировал. «Ты знал его два года, был ему наставником, даже заботился о нем…», - говорит он Хаусу, уверевая его, что его «моджо» все еще тут и ждет его, когда он будет готов для этого. Даже Хаус, в своем стиле помогающий Кэмерон понять свои собственные чувства и побуждения, - своего рода спаситель. Много спасителей в «Спасителях». Однако спасители – не обязательно альтруисты-благодетели, жертвующие собой ради великой цели. Свенсон ради спасения мира забыл о своей жене и отказывается ценить даже своего ребенка выше, чем незнакомца с улицы. Так же и Хаус, который является целителем и часто рискует собой во благо пациентов или даже во имя высшего блага, не такой уж «хороший», он далек от альтруизма. Как и Свенсон, Хаус является причиной лишней головной боли для тех, кто заботится о нем.
перевод для house-md.net.ruЯ могла бы показаться невнимательной, если бы не отметила несколько вещей. Дженнифер Моррисон и Джесси Спенсер просто не могли бы лучше сыграть Кэмерон и Чейза, в трудный момент запутавшихся в своих удивительных взаимоотношениях. Фантастическая игра, особенно Спенсера, само совершенство.
перевод для house-md.net.ruХью Лори не перестает поражать. Мы уже обращались к двум более ранним эпизодам, показывающих музыкальный артистизм Хью. В «Неверующем» он позволил чувствам Хауса к Кадди «излиться» из его пальцев и его сердца в оригинальной композиции «Серенада Кадди». В «Спасителях» мы посвящаемся в истинную отраду Хауса – его музыку. Изливая свою душу в сочной интерпретации “Georgia On My Mind”, Лори позволяет нам еще раз заглянуть в нее – в этот раз обратиться к ложному убеждению Хауса, что с ним все в порядке. Ясно, что Хаус полностью наслаждается моментом расслабленности в уединении – ключевые для Хауса стакан виски и пузырек с викодином отсутствуют. Хаус полагает, что он преодолел худшее: вновь обрел свои прежние манеры (и свой «моджо») и спас чужую жизнь. Но внезапное появление Эмбер говорит ему (и нам), что до «хорошего» еще далеко.
перевод для house-md.net.ruИтак, за две недели до следующего эпизода (судя по анонсу, это будет дикий и слегка пугающий прокат), как вы думаете, чем все это обернется? Эмбер – галлюцинация? Иллюзия? Фантазия? Так ли в порядке Хаус, как он хочет показать, или он теряет контроль над собой? Какие будут мнения?
Перевел –
DifficulttocureИсточник