Немногие врачи посчитают альтруизм симптомом. Но стоит ли удивляться, что циничный доктор Хауз, возвращаясь назад к своей «нормальности» (как он ее понимает), воспримет это именно так. В эпизоде "Благотворительность» Вентворт Миллер из «Prison Break» играет Бенджамина - пациента, отличающегося невероятной щедростью.
Разумеется, в конечном счете, Хауз оказывается прав. Бен владеет компьютерной компанией и, будучи обеспеченным человеком, он пытается распространить свое богатство, раздавая почти все, что у него есть — в том числе обе почки — достаточно лишь попросить. Однако никто не верит Хаузу, предполагая, что лишь врожденный цинизм мешает ему поверить, что Бенджамин добр просто потому, что добр. Данный случай предоставляет интересную возможность исследовать мотивы, щедрость и даже этический релятивизм, породивший конфликт между Хаузом и Уилсоном. Обычный человек предположит, что альтруизм Бенджамина — это следствие его доброты, заботы о ближних и абсолютного бескорыстия, пусть и доведенных до предела.
Подарки, как большие, так и маленькие, материальные и не слишком, можно рассматривать и с эгоистической точки зрения: нам нравится делать других счастливыми. «Лучше давать, а не брать», - гласит старая пословица. Но почему? Для несчастной души подарки как лекарство — попытка купить себе немного счастья. Именно так это понимает склонный к цинизму Хауз: альтруизм как эгоистичная бескорыстность, альтруизм, скрывающий тайные мотивы. Впрочем, сейчас Хауз больше занят возвратом в старую жизнь. Сделав самому себе более подходящую прическу ( и я рада, что руководство сериала в этом сезоне решило больше не маскировать его лысину ), Хауз стал новым человеком. А может и нет. Прическа символизирует возвращение жизни Хауза в прежнее русло: прежний вид, прежние игрушки, и Хауз пытается, хоть и не удачно, вернуть себе прежних врачей для обдумывания диагнозов.
Хауз, бывший заключенный, не чурающийся рассказать трогательную историю, чтобы снова собрать диагностический департамент, считает, что Бенджамен — то, что ему нужно. По крайней мере, именно так он заявляет патологически щедрому пациенту. Как только Хауз пытается нарушить этические принципы и взять пожертвование у пациента, который, как он считает, не вполне в здравом рассудке, Уилсон тут как тут, спеша напомнить Хаузу о том, что ему и так известно (но иногда все же необходимо услышать от более строго следующего этике друга). Хауз знает, что не может брать деньги у Бенджамина, какими бы ни были его цели и мотивы. С другой стороны, Уилсон сам благополучно забывает об этике, как только Бенджамен предлагает пожертвовать почку (а затем обе!).
Не очень понятно, насколько этично принимать пожертвования от такого, как Бенджамин. В какой момент его щедрость принимает патологическую форму, или, говоря словами Хауза, становится симптомом? Миллион долларов? Почка? Две? Что более неприемлемо с точки зрения морали: взять жизненно важный орган у пациента, который не понимает, что делает, или попросить у него солидный взнос, чтобы удовлетворить запросы департамента больницы?
В результате ни Хауз, ни Уилсон не получают того, что хотели. Пациентка Уилсона умирает, а так как Хауз вылечил Бенджамина, и в том числе избавил его от патологического альтруизма, то он остался без миллиона, который был нужен, чтобы восстановить команду. Хауз был прав. Как только Бенджамин вылечился, то перестал быть доверчивым... то есть... щедрым.
Однако возрождение команды, даже если бы на это нашлись деньги, могло оказаться непростым делом. Чейз и Тауб неизвестно где (и я по ним скучаю), а что с Тринадцать? Она оставила медицину (или ей хочется в это верить), чтобы отправиться в путешествие с любимой девушкой. Тринадцать хочет «нормально» прожить то время, которое ей осталось, пока Хантингтон не лишит ее этой возможности. Но то ли это, что ей нужно для счастья? Стоит ли полет в Грецию вместе с подругой того, чтобы отказаться от медицины? Хауз сомневается в этом и проверяет свои догадки, искушая Тринадцать загадками диагностической медицины. Но когда Хауз понимает, что ее возвращение скорее основано на чувстве вины, чем на стремлении к счастью, то жертвует небольшой частью своего благополучия ради нее. Когда он начинает понимать, что для Тринадцать счастье — это найти любимого человека, а не работать в Принстон-Плейнсборо, то отпускает ее — в буквальном смысле. Уволив Тринадцать, Хауз проявляет к ней максимум доброты, избавляя от ответственности за не спасенные жизни, принимая за нее это решение.
Единственный момент, который мог бы сделать великолепную финальную сцену между Хаузом и Тринадцать еще лучше, это длинный кадр, показывающий глаза Хауза и тихо произнесенное «Удачи», когда она была бы уже далеко. Ну да, да, я знаю. Слишком эмоционально для этого сериала. Ладно уж.
Мне понравилась игра между Адамс и Парк - этакое соревнование между щедростью Адамс и стойким нежеланием Парк принимать что-либо от кого-то, вне зависимости от того, насколько иррациональным это выглядит. Парк кажется, что Адамс пытается одновременно купить ее расположение и загладить чувство вины за собственное богатство, а Адамс пытается найти ту точку, на которой Парк уступит. Чего Парк будет стоить смягчится и принять небольшую щедрость? Разумеется, в этой игре, в которой обе девушки участвуют по собственным мотивам, не обходится без Хауза.
Было приятно снова увидеть Хауза в клинике, и по многим причинам эта серия более напоминала эпизод из первого сезона, чем те, что выходили в предыдущих сезонах. И так и должно быть, как мне кажется. В конце 7 сезона Хауз пробил стену ( в буквальном смысле) , и с тех пор прошел год. И хотя Хауз старается собрать вместе осколки старой жизни и склеить их воедино, становится ясно, что он оказался в новом для себя мире. Что действительно оказалось на месте, так это его прежний кабинет со всеми деталями и Уилсон. Он не выглядит таким печальным и грустным, как в первых сериях. С другой стороны, он провел год за решеткой и сейчас он так счастлив, как не был со времен «Бомбы». Так что я не думаю, что ему обязательно предаваться самокопаниям ( у него было на это время в тюрьме). Но я люблю эту сторону Хауза и надеюсь, что мы еще увидим ее в будущих сериях.
Перевод: kahlan Бета: fistashka
|