Я много размышляла над финальной серией 7 сезона «Хауза» «Двигаться дальше». После первого эфира я решила подождать неделю и пересмотреть ее еще раз, без предвзятости от спойлеров и промороликов и, когда я уже свыкнусь с новостью об уходе Лизы Эдельштейн. Пока ничего не свидетельствует о том, что она вернется, и, кстати, финал — что бы вы о нем ни думали — дает сериалу возможность сделать разрыв окончательным, если того желают стороны. (С другой стороны, кто знает? Нет оснований полагать, что она ушла навсегда, и разве с ее стороны не будет эффектно появиться в следующем сезоне в качестве приглашенной звезды?)
Многие люди сели смотреть финал в расстроенных чувствах, недовольные руководством как сериала, так и студии или студий, которые участвуют в его производстве. У канала ушла целая вечность, чтобы завершить переговоры по продлению сериала на 8 сезон, и уход Эдельштейн стал сопутствующим ущербом для все же в результате подписанного соглашения. Как и для всех остальных контрактов, заключенных между студией и актерами.
И теперь, неделю спустя, дистанцировавшись от всех новостей, уже зная, какой шок меня ждет в конце, и переговорив со сценаристами финала, я решаю снова пересмотреть серию. Прежде, чем я перейду к самому финалу, о котором в основном и пойдет речь, я хочу сказать, как сильно мне понравилось все, что вело к нему. И разговоры Хауза с пациенткой, с Уилсоном, с Кадди, и его понимание ущерба, который он причинил себе в серии «После работы», и его усилия переступить через то, что произошло, и его желание измениться. Хауз действительно осознает, что попытка сделать операцию самому себе была идиотской, если не иррациональной. Несмотря на то, что для него было куда естественней смести произошедшее в укромный угол со словами «Я так больше не буду», чем пытаться действительно преодолеть ту эмоциональную (и физическую) боль, которая, в первую очередь, и заставила его это сделать. Лори прекрасно показал попытку Хауза убедить самого себя в том, что он собирается измениться, в то же время неявно демонстрируя, что это лишь внешняя сторона.
В каком-то смысле Хауз тонет, тонет в отвращении к самому себе, отвергая любую помощь, отрицая сам факт, что нуждается в ней. Все, что остается его друзьям, это стоять и смотреть, как он разрушает сам себя (интересная параллель между пациенткой недели Афсун и ее помощником/любовником Лукой). Примерно это и произошло в серии «После работы», когда появление Кадди в последний момент спасло его от собственных действий.
В серии «Двигаться дальше» Хауз настаивает, что он понял самоубийственность своих поступков в предыдущем эпизоде, и готов двигаться дальше, оставив боль и гнев в прошлом. Он обманывает сам себя, даже Уилсон и Кадди хотят ему поверить. Они знают, что ему больно, они знают, что на самом деле он не сошел со своего саморазрушительного пути. Да и как может быть иначе, учитывая его склонность отмахиваться от проблем и весь тот негативный опыт, от которого он (в очередной раз) был спасен? Я думаю, поэтому Уилсон и Кадди столь уверены в том, что Хауз справится с тем, что бы ни грызло его сердце и душу - отбросив это прочь. Но не было бы в их случае более эффективным (и уж точно менее разрушительным), если бы они позволили Хаузу пропустить все через себя? Я имею в виду не только последнюю серию, а с самого начала? Например, если вернуться к началу 3 сезона, возможно лечение кетамином действительно бы помогло, если бы Уилсон и Кадди не плели интриги, пытаясь заставить Хауза «измениться», раз уж им представился такой случай. Давали ли они возможность - или же на самом деле отбирали ее? Возможно, их дружба со-зависима и столь же разрушительна? Возможно, Хаузу действительно стоит порвать с самыми близкими людьми, чтобы получить право начать все сначала?
Конечно, я не уверена, но мне интересно, что из этого пришло в голову нашем герою (которому многие отказали в праве так называться) в финале 7 сезона? И не был ли этот финал, сколь шокирующим он бы ни показался, куда более неизбежным, чем могло показаться? Что и подводит меня к последним минутам «Двигаться дальше».
Полагаю, что стоило бы при помощи монтажа или режиссуры (так как до самого конца почти нет диалогов) подать неясные, запутанные мотивы Хауза более четко. Хотя, разумеется, создатели хотели сделать эту сцену неоднозначной и открытой для толкований, очень многие весьма внимательные зрители так и не поняли (как мне сказали сценаристы), что Хауз не собирался никого убивать, когда направил машину на полной скорости в гостиную дома Кадди. В нем, безусловно, что-то сломалось, когда он смотрел, как Кадди собирает посуду после тихого, милого, нормального ужина с сестрой и (как казалось) новым поклонником. Не знаю, важно ли это, но думаю, что когда Хауз вышел из машины со щеткой Кадди в руке, он собирался повести себя как подобает зрелому человеку, отдать ее Кадди и фактически, и символически избавиться от этой боли, в последний раз встретившись с ней в личной обстановке. (Было сложно выбрать более интимный объект — ее щетка, так по-домашнему расположившаяся у него в ванной). Пока щетка оставалась у него, был шанс, что Кадди вернется, но отдав ее, он признает, что все кончено. Это напомнило мне замечание Хауза Уилсону во втором сезоне о звонке адвокату по разводам. Хаузу нужно покончить с этим, чтобы двигаться дальше и оставить в прошлом боль этих отношений. За исключением того, что он не может.
Я всегда говорила, что чувства Хауза не слишком поверхностны, напротив, они слишком глубоки - куда глубже, чем ему бы хотелось. Возможно, жест со щеткой — это способ попросить «в этот раз ответить иначе». Возможно, это просьба, чтобы все просто закончилось, а, возможно, о примирении. Когда Уилсон приходит к нему в сцене перед катастрофой, Хауз уже близок к отчаянию. Он сидит в квартире в одиночестве, в темноте, закидываясь таблетками и не реагируя на звонки ни по телефону, ни в дверь. Уилсон прерывает отчаяние Хауза, предлагая общество друга. «Пошли в бар», - предлагает он. Пошли выпьем и утопим все печали, и, возможно, «поговорим об этом». Но Хауз хочет сначала вернуть щетку. «Я не могу забыть об этом», - говорит он.
И он поднимается по ступеням со щеткой в руке, так торжественно, с таким усилием, затем останавливается и упирается взглядом в домашнюю сцену внутри. И в тот момент, когда он считает, что может двигаться дальше — и что разрыв с Кадди может стать окончательным, а может, верит, что его появление со щеткой может стереть взаимно нанесенные раны, и что у них все еще есть шанс — ему лучше знать, он снова получает удар в самое сердце.
О чем же он думал, когда возвращался обратно в машину к Уилсону? Не думаю, что именно в этот момент он принял решение врезаться в дом Кадди, напротив, полагаю, он был полон решимости сбежать, куда глаза глядят. Он выгнал Уилсона, потребовав, чтобы тот вышел из машины и оставил его одного. Он не хотел слышать ни избитых, ничего не значащих фраз, ни даже сострадания. Он просто хотел остаться один; Хауз не мог позволить даже Уилсону видеть себя таким.
Итак, Хауз помчался прочь, и я не знаю, на кого он злился больше: на самого себя или на Кадди. Или он просто был зол на весь мир? И в этот момент он под влиянием импульса разворачивает машину. Викодин, который должен был притупить все чувства (а он, безусловно, принял достаточно), не помог, и Хауз просто сорвался. Понимал ли он какой-то частью сознания, что делает? Возможно. Был ли он способен заметить, что, когда он въехал в дом Кадди, комната была пуста? Это возможно, но я просто не знаю.
Что бы он стал делать, если бы увидел, что в комнате кто-то есть? Остановился бы или свернул к другой части дома, как мне сказал Питер Блейк? Но мы этого не знаем, так как камера снимала с точки зрения Хауза, а не из столовой. Мы видели то, что он видел, но не выражение его лица, которое смогло бы нам больше сказать о том, что происходило в мозгу Хауза в этот момент. Но по-большому счету, это не имеет значения, так как, несмотря на то, что то, что сделал, было шокирующим и (в каком-то смысле) соответствовало его натуре — и я даже могу понять его — финальный поступок сделал Хауза персоной нон-грата в госпитале и его вселенной. В конце концов, возможно, именно это и заставит купающегося в ненависти к себе Хауза презирать себя еще больше и оттолкнуть от себя Кадди, Уилсона и всех, кто что-то значит для него.
Думаю, по замыслу создателей, мы как аудитория, должны были отреагировать на Хауза так как Кадди; потрясенно и гневно. Так мы и сделали. Какие бы демоны не обуревали Хауза, он никогда не делал ничего с откровенно злым умыслом. Его талант к разрушению был в основном направлен на него самого (за редким исключением). Хауз ранил себя. Но не других. Но этот Хауз — уже не наш Хауз, он предал нас так же, как Уилсона, и Кадди. И, возможно, именно это мы и должны были почувствовать.
Нас оставили в потрясенном замешательстве относительно того, что им двигало. Сценаристы помогли прояснить его мотивацию, хотя открыто напомнили нам о том, что любой сценарий дает почву для разных интерпретаций: со стороны режиссера, актера и зрителя. В эмоциональном плане Хауз так и не смог расстаться с Кадди, даже спустя месяцы после разрыва. Она движется дальше, он не может, объяснили они.
Хотя его поступок не был рациональным, он помог сжечь все мосты, исключить любую возможность для них снова наладить отношения, хотя бы только в эмоциональном плане. (Как она может теперь даже думать об этом, учитывая всю чудовищность поступка Хауза?) В некотором смысле финальные кадры — Хауз, медленно уходящий прочь от Уилсона и оказывающийся на неком тропическом острове, попивающим пина колада — это кульминация тех семи лет, в течение которых ему говорили, что он должен измениться, попробовать не давить те эмоции, которые бушуют в нем. «Я показал, что чувствую», - говорит он Уилсону. На самом деле это значит: «Да пошли вы все». «Просто оставьте меня, черт подери, в покое».
Мы не знаем, на самом ли деле 7 сезон для Хауза завершился на реальном роскошном пляже где-то на Фиджи, Рио или Гавайях. Он выглядел достаточно реальным, и. если верить сценаристам, нет оснований полагать, что это лишь плод воображения. Но я все равно сомневаюсь. Думаю, это вполне возможно – то, что Хауз вскочил в такси, схватил паспорт и отправился в аэропорт: без багажа, даже не переодевшись. С другой стороны, не менее вероятно, что Хауз просто вернулся к себе и сидит, уставившись в окно, как он делал до прихода Уилсона. Все это выяснится лишь в следующем сезоне.
Создатели Хауза никогда не боялись идти на риск. Само появление Хауза как героя сериала, идущего не по кабельному ТВ, было уже риском, уже тогда, когда мы только встретились с ним. Но рискнуть именно так – вызвать к герою антипатию, сделать его разрушителем в конце 7 сезона - означает поставить на карту все. Что бы ни случилось в сериале с Хаузом или каким-то другим персонажем, они не могут позволить ему вызывать антипатию слишком долго, иначе аудитория просто потеряет интерес. И это станет концом сериала. Хауз должен быть нам не безразличен, мы должны хотеть быть на его стороне (по крайней мере, большую часть времени). И в этом и заключается основная трудность.
Итак, перед творческой командой – сценаристами, продюсерами, режиссерами, актерами – стоит непростая задача. Сценаристы сказали мне, что Хаузу придется заплатить за то, что сделал, что впереди его ждут последствия, и мы увидим их, когда он будет пытаться исправить то, что сделал. Но смогут ли они возродить персонаж, который так сильно отклонился от обычной линии поведения? Но эти сложности несут с собой возможность исследовать Хауза с новой точки зрения. К сожалению, уже без Лизы Кадди в исполнении Лизы Эдельштейн, если только она не появится в качестве приглашенной звезды.
Если финалы сезонов должны заставлять зрителей многие месяцы томиться в раздумьях, что же, черт подери, произойдет дальше, то команда «Хауза» справилась с задачей. И, хотя многим зрителям кажется, что конец «Двигаться дальше» вполне соответствует персонажу, другие ломают головы над поступком Хауза. Хитрость в том, чтобы к началу 8 сезона и те, и другие вернулись, полные энтузиазма и предвкушения того, что произойдет в финальном (скорей всего) сезоне сериала. Жду с нетерпением. Перевод: kahlanБета: fistashka
Ессли вы интересуетесь историей СССР, а также аналитическими телепередачами, то на сайте www.namednitv.ru найдете все выпуски телепроекта Намедни, который вел Парфенов на НТВ. Для тех кто пропустил Намедни по телевизору в сети Интернет легко смотреть любой выпуск этой телепередачи онлайн совершенно бесплатно.
|