«Как вы насчет курения?», — спросил Хью Лори.
Я отвечаю, что буду рад, если он закурит. Но он все же волнуется. «Вы уверены?»
Разумеется, и не в последнюю очередь потому, что мы сидим в его красивом серебристом трейлере на площадке 20th Century Fox в Лос-Анджелесе. Когда вы, как об этом часто пишут, Самый Высокооплачиваемый Актер на Американском Телевидении (обычно называют сумму в $700 000 за серию), вы можете командовать весьма многим.
«Хорошо, но я настаиваю, чтобы и вы закурили», — с искоркой в глазах говорит человек, известный легионам поклонников как доктор Грегори Хаус, волшебник от медицины, седой ворчливый психопат, от которого исходит сексуальность. Лори тянется за сигаретами. Но снова, очень по-английски, нервно переспрашивает: «Вы точно не против?».
Он наконец закуривает. Спустя семь с хвостиком сезонов «Хауса» 52-летний Лори вроде чувствует себя здесь как дома. Сегодня огромная команда снимает шестую серию этого 22-серийного сезона; съемки начались в сентябре и продлятся до апреля следующего года. «К тому времени мы снимем около 180 серий», — вздыхает Лори. «Что просто смешно. Смешно».
Премьера сезона пройдет в Америке через три дня после нашей встречи, и агрессивный рекламный ролик можно увидеть каждый раз, когда вы включаете телевизор. Врезавшись на машине в дом своей начальницы/сексуальной и эмоциональной Немезиды, доктор Хаус теперь оказался в тюрьме и подвергается там побоям. «Да. Тюрьма имеет успех, не так ли?», — криво усмехается Лори. «Это очень хороший сценарий, очень хороший сценарий», — повторяет он. У Лори привычка повторять фразы, будто чтобы подчеркнуть свою точку зрения самым вежливым способом. «Но конечно, невозможно снять какую-то сцену или продумать какую-то творческую идею о жизни в тюрьме, которую бы не показали уже в 500 фильмах. Думаю, у нас тут есть кое-что от ‘Побега из Шоушенка’», — улыбается он.
Когда он прочитал в сценарии, что его персонаж отправляется в тюрьму, он не волновался, что старый сериал потерялся в попытке удержаться в сюжетной канве? «Вовсе нет», — ровно отвечает Лори. «Я питаю огромное доверие к этим сценаристам. Они очень, очень умны и обладают вкусом. И, я думаю, как правило … нет, не как правило, а — неизменно», — поясняет он.
Лори, выпускник Кембриджа и ветеран тысячи предприятий с такими заметными мастерами слова, как Стивен Фрай, Бен Элтон и Ричард Кертис — приверженец точного обращения с языком. «Дело неизменно не в том, что вы делаете, а в том, как вы это делаете. Почти не существует хороших идей или плохих идей. Все — в исполнении». Как и подобает невероятной мегазвезде, которой стал Лори, его трейлер — значительно больше того, что обычно предлагают актерам на съемочной площадке. Здесь есть хорошо оснащенная кухня, отдельная спальня, просторная гостиная. Столовая завалена книгами, тут лежит упаковка традиционных английский шоколадных печений и экземпляр нового французского издания «Торговца пушками», романа, написанного Лори в 1996 году.
Он выезжает на работу из своего дома на Голливудских Холмах в полшестого
утра. Даже если у вас — мотоцикл Triumph Bonneville или вишнево-красный кабриолет
Galaxie 500 1966 года,
рабочий день между дорогой из дому и обратно долог и труден. К счастью, у него
есть кофе. «У нас больше шансов снять сериал без камер, чем без кофе», —
продолжает он. «Я — кофейный маньяк. Если вы начали пить Настоящий Кофе,
обратного пути нет. Обратного пути нет».
«Что будет, если ты в конце концов вернешься в Англию насовсем?», —
спрашивает PR-менеджер
Лори, стоя на пороге. Судя по этим словам, слухи об окончании «Хауса» и
возвращении Лори в Британию могут быть не преувеличены. «У тебя будет нервный
срыв», — добавляет она.
В начале года актер превратился в музыканта, выпустив дебютный альбом блюза
«Let Them Talk». Прекрасный пианист,
поющий уместно хриплым голосом, он впервые обратился к блюзу около 1971 года.
Он с братом — Лори младший из четырех детей — ехал в машине, когда по радио
зазвучала песня. «Сейчас все это уже слегка в тумане. Он был за рулем. Так что,
если только мы не угнали эту машину и ему не было всего 13, мне, я думаю, было
около 11 или 12 лет. Думаю, это была «I Can’t Quit You Baby» Вилли Диксона. Помню,
что машина была синяя; теперь, поразмыслив, я считаю, что ее грустный синий
цвет* был важен».
Этим теплым, но дождливым днем в Лос-Анджелесе Лори испытывает восторг,
потому что «Let Them Talk»,
прочувствованный и превосходно реализованный альбом, отдающий дань уважения
музыке, которую он любит, имеет огромный успех. Лори представил альбом
небольшим концертом в Новом Орлеане в апреле, он играл на рояле и гитаре под
аккомпанемент великолепной группы местных музыкантов — под руководством
легендарного Аллена Туссента — и приглашенных вокалистов, Ирмы Томас и сэра
Тома Джонса. Диск разошелся полумиллионом копий, в основном за пределами
Америки. Вечером Лори будет рекламировать американское издание альбома на шоу
Джея Лено и даст концерт в клубе в Лос-Анджелесе.
Этот концерт последует за несколькими выступлениями в Британии — особо
отметим Челтенхэмский джазовый фестиваль. Позднее в этом месяце запланированы
еще несколько шоу в Британии и Европе.
Все это дает ему прекрасный повод сбежать со всепоглощающей съемочной
площадки «Хауса». «В выходные у нас с группой был один день репетиций — нам
нужно было четыре, но получился один», — рассказывает Лори. «И я сидел, слушал,
как гитарист и саксофонист работали над какой-то мелодией. И вдруг сказал —
вслух — «Разве что-нибудь может быть лучше этого?». Обычно — обычно я такого не
говорю, потому что обычно я так не думаю! Но это был момент ‘уф!’», — выдыхает
он в поисках точного выражения. «Я бы
сказал, почти блаженства. Просто играть музыку и быть там с
музыкантами». Лори обрывает сам себя. «Кстати, вы придете на сегодняшний
концерт? Да? Ну, тогда
мне лучше больше ничего не говорить. Потому что я не могу выполнить все эти
обещания. Я говорю так, словно это гораздо более… хм». Он принижает любые наши
ожидания.
Хью Лори — отличная компания: отточенные высказывания, изысканные манеры, он
смешной и обладает непомерными знаниями об… очень и очень многом. Но существует
и мнение, что он — нервный депрессивный тип, катающийся по Лос-Анджелесу на
своих модных машинах, прячущийся за тонированными стеклами и опасающийся похода
в прачечную.
Такая картина сложилась отчасти из-за его признаний о курсах терапии, а
также из-за интервью, в которых он произвел прекрасное впечатление человека,
подавленного своим огромным богатством, мучимого и преследуемого собственной
славой.
Например, летом Лори представили в качестве нового лица L’Oreal Vita Lift 5. Это линия кремов для кожи. Когда мы разговаривали с ним
на пресс-конференции, посвященной его работе с косметической компанией, было
почти слышно, как он сжимает челюсти. Теперь, когда я спрашиваю его, почему он,
сторонящийся славы мультимиллионер, рекламирует мази, он морщится (силы Vita в его креме явно
недостаточно).
«Это довольно сложно. Я точно знаю, почему я это делаю». Пауза. «Чего я
не знал, так это того, следует ли
мне говорить, что я знаю, почему это
делаю. Тебе
звонят и спрашивают, хочешь ли ты этим заняться. Я отвечаю: «Нет, вы с ума
сошли». И тогда они называют сумму, и она огромна. Я хочу сказать, она
практически безнравственна. Но: на эти деньги я мог бы построить школу в
Сьерра-Леоне. Когда тебе в голову приходит такая мысль, от нее невозможно
отвернуться».
«Потому что если я откажусь, то это на самом деле означает, что мое положение,
то, как я себя представляю, важнее образования для детей в Сьерра-Леоне. Кто
мог бы так поступить?». Лори согласился. Нет, он
не учреждает тщеславный актерский благотворительный проект. Ему, как и всем прочим, известно об
«ужасном возмущении», которое вызвали капитальные проекты Опры Уинфри и Мадонны
в сфере благотворительности. Воспользовавшись советом специалистов из Comic Relief**, он поместит деньги
в фонд, распоряжаться которым будет эта благотворительная организация.
В Лондоне 17-летняя дочь Лори только что начала стажировку в сфере
маркетинга, а его сыновья, 20 и 22 лет, учатся в университетах Эдинбурга и
Бристоля. Он говорит, его дочь решительна и упряма и считает, что родители
«совершенно жалки и бесполезны. Но она замечательная». А сыновья? «Они очень
умны и упорно трудятся, и все такое. Но они погружаются в депрессию, если
«Арсенал» проигрывает, и счастливы, если «Арсенал» побеждает! Они
расстраиваются, если в меню нет чизбургеров, и счастливы, если они в меню есть.
Такие вещи занимают в их жизнях большое место», — говорит он задумчиво.
Когда я общался с Лори в начале года, он сказал мне, что «в процессе съемок
«Хауса» иногда наступают моменты, когда остаться в здравом уме было чертовски
трудно. Это подавляло, и иногда я был готов прибегнуть почти к чему угодно,
только чтобы это прекратить». Возможно, это признание связано с изнурительным
графиком Лори, а также с нарушением семейной жизни из-за графика съемок «Хауса»
— его семья осталась дома, а он переехал в Лос-Анджелес; жена проводит с ним
две недели каждый месяц. Неудивительно, что ему было одиноко и трудно. Но все
же, тогда показалось, что он на грани. «Я такое сказал?», — пораженно
спрашивает он, когда я зачитываю ему эту цитату. Я киваю.
«Я правда такое говорил? Это довольно интересно. Теперь я бы такого не сказал. И думаю,
это потому, что я занимаюсь музыкой. Отчасти это — физическое ощущение игры, но
также компания музыкантов». Актерская профессия — дело удивительно одинокое.
Даже если вы семь лет снимаетесь в популярной драме, вы все равно проводите
довольно много времени в одиночестве. Теперь Лори наконец ощущает товарищество
группы. И возможно, ему этого не хватало?
«Может быть, да», — кивает он. «Это чудесно. Это настоящее наслаждение.
Я чувствую, что мне очень, очень повезло». И хотя он признает, что его легко
представить ворчливым английским мультимиллионером в Лос-Анджелесе, этот
портрет неполон. Музыка принесла ему удовлетворение, подтверждает он.
«А еще это может быть связано с ощущением, что на каком бы этапе жизни
сериала мы сейчас ни находились, мы уже на второй девятке***». Он делает паузу
и по-Вустеровски морщится. «Я только что употребил термин, связанный с
гольфом». Так что, скоро они будут чокаться на девятнадцатой лунке?
«Именно так», — бормочет Лори. «То, что мы сейчас делаем в шоу, мы делаем
для собственного удовлетворения. Мне не кажется, что мы пытаемся
самоутвердиться перед руководством или критиками. Не хочу показаться
самодовольным, но думаю, мы уже прошли эту стадию и сейчас, возможно, идет наш
последний год, или близко к тому». И хотя, по его словам, окончательное решение
о том, станет ли это последним сезоном «Хауса», еще не принято, все на это
указывает. Контракты сценаристов и основного актерского состава заканчиваются в
конце сезона. Но он не может рассказать о своих планах на время после апреля,
когда съемки закончатся.
Хочет ли он сниматься в фильмах? Он озвучил старшего сына Санта-Клауса в
новом мультфильме студии Aardman
«Arthur Christmas»,
премьера его фильма «The Oranges»
недавно прошла на кинофестивале в Торонто, и он сыграл главную роль в картине «Mr Pip» (по бестселлеру Ллойда
Джонса). Вернется ли он в Британию?
Лори не может и не будет говорить о планах на будущее. Кроме того,
разумеется, что ему бы хотелось продолжать заниматься музыкой.
«Честно говоря, в моем календаре нет честолюбивых замыслов типа ‘в августе
мы берем Польшу’. Мои задачи касаются следующей сцены и следующей истории, и
того, как мне ее сыграть. Если мне кажется, что я правильно сыграл, попал по
самой серединке биты, то да, я получаю истинное удовлетворение». И да, он
употребил термин из крикета.
Через несколько часов Хью Лори, долговязый и в мятом костюме, пробирается на
крошечную сцену клуба The Mint.
Это его первый концерт в Америке, и судя по воплям, везучая группа фанатов
«Хауса», доставших билеты, не может поверить своему счастью (а некоторые — его
акценту: «Что, он англичанин? И разговаривает, как аристократ?»).
Днем, сидя в его трейлере, мы с Лори обсуждали Вопрос Дилетантства. Я
рассказал, в какую ярость приходил Элвис Костелло, когда его спрашивали о том,
почему он «сходит с лыжни» и работает вне своей привычной сферы — то в опере,
то в классике. Костелло видит человека, отдающегося своей страсти и энтузиазму;
многие другие видят того, кто валяет дурака в области, в которой ужасно неумел.
Хью Лори, само благоразумие во всем, видит и то, и другое.
«Не говорите Элвису Костелло, но я это понимаю. Думаю, когда люди решают для
себя, что их привлекает работа любого артиста, будь то живопись, балет или
что-то еще, они имеют право ожидать некоей ответственности. Я хочу сказать,
например, если вам вот-вот дадут наркоз и тут хирург обмолвится: «На самом деле
я не занимаюсь этим постоянно, у меня бухгалтерская фирма, и я там зарабатываю
себе на жизнь — но я обожаю работать с аппендиксами», вы скажете: «Погодите-ка,
а можно позвать того, кто работает полный день? Того, кто целиком этому
отдается?»
«Это не значит, что полная отдача создает хорошее искусство, а
ди-ле-тант-ство, — тщательно произносит он по слогам — означает плохое искусство.
Но я могу понять, почему люди воспринимают это как некую основу — «Если я готов
полностью отдаться прослушиванию, то этому парню стоит полностью отдаться
игре». Но со своей стороны — что я могу поделать? Я не могу изменить того, что я
долго был актером и смог записать этот альбом только потому, что я
был актером. Я не могу сделать так,
чтобы в прошлом не быть актером. Я не могу вернуться назад и переменить мою
степень музыкальной ответственности». Так что, хотя Лори признается в неком
сочувствии в вопросе ди-ле-тант-ства, он предлагает всем, кого это касается,
разумный выход из положения.
«Например, вчера вечером я слушал [блюзмена] Скипа Джеймса. На свете
существует масса музыки Скипа Джеймса — всем стоит лучше его послушать. Потому
что это — настоящая музыка».
Warner выпустила
Специальное издание «Let Them Talk»,
включающее запись концерта, 14 ноября.
_______________________________
*Игра слов — слово «блюз» произошло от английского «blue», синий. Другое его значение — грустный, печальный.
**Comic Relief (Разрядка смехом) — английская благотворительная организация, основанная в 1985 году комедийным сценаристом Ричардом Кёртисом для оказания помощи людям, страдающим от голода в Эфиопии. В настоящее время организация оказывает материальную поддержку африканским странам, а также помогает бедствующим людям в Великобритании. Comic Relief впервые заявила о себе на Рождество 1985 года, когда её представители вышли в эфир телеканала BBC One из лагеря для беженцев в Судане. Вдохновением ей послужил успех первых четырёх серий шоу «Secret Policeman’s Balls», снятого для правозащитной организации Международная амнистия (1976—1981). Первоначальный денежный фонд Comic Relief был накоплен за счёт комедийных постановок в лондонском театре Shaftesbury Theatre. Позже фонд стал пополняться за счёт проведения «Дня Красного Носа». Хью Лори неоднократно участвовал в мероприятиях Comic Relief.
*** Поле для гольфа состоит из 18 лунок, лунки с 10 по 18 называются «второй девяткой». Девятнадцатой лункой в английском сленге называют близлежащий паб или бар, в который игроки отправляются после матча.
перевод - kotofyr источник
|