Грег Яйтанес поставил 30 серий «Хауса» — больше, чем кто-либо еще. В ходе работы он рационализировал процесс съемок и предложил творческие решения рабочих проблем — вплоть до серии, которая может стать его последним эпизодом в сериале.
Грег Яйтанес, режиссер и продюсер «Хауса» на протяжении последних трех
сезонов, снимает свою 30-ю серию в шоу. Это больше, чем любой другой
режиссер, работавший в сериале. В зависимости от того, какая судьба ждет
шоу после этого сезона, нынешняя серия может оказаться его последней
здесь. И он решительно настроен извлечь из нее максимум возможного.
«Это моя любимая серия, особенно учитывая, что я так давно здесь работаю, и она может оказаться моей последней в шоу», — говорит Яйтанес с легкой тоской. «Если это станет последним, что я поставлю в своей карьере, я буду совершенно доволен. Вот поэтому мне нравится ставить для телевидения».
В этом эпизоде гениальный, но зачастую безрассудный процесс диагностирования в исполнении доктора Грегори Хауса (Хью Лори) подвергается проверке. Один из наиболее несерьезных его поступков привел к трагедии, и теперь он стал объектом расследования, проводимого доктором Уолтером Кофилдом. Его играет приглашенная звезда Джеффри Райт, не работавший на телевидении с 2005 года. Яйтанес захотел, чтобы эту роль играл Райт, когда впервые услышал о сюжете серии, и Райт подписался на проект еще до того, как сценарий был закончен, посмотрев поставленные Яйтанесом эпизоды.
В ключевой сцене Кофилд допрашивает Хауса и его персонал. Хотя вопросы Кофилда тщательно продуманы и идут по порядку, ответы на них не таковы — их дают разные члены команды. Эту сцену запросто можно было смонтировать из разговоров Райта с актерами, но Яйтанес предложил гораздо более оригинальную и хитрую идею.
«Я подумал, что это дает прекрасную возможность с самого начала определить язык эпизода. Я сказал [сценаристам] — сделайте эту сцену именно такой, как вам нужно, потому что она будет сниматься одним дублем без выключения камеры».
Яйтанес построил сложную декорацию и разместил вокруг стола, за которым Кофилд допрашивает команду, рельсы. Камера ездила по ним, переходя с Райта на Одетт Эннэбл, возвращаясь к Райту и переключаясь на Шарлин Йи, сидящую на месте Эннэбл и отвечающую на вопрос, потом снова направлялась на Райта, а на стуле для допроса уже оказывался Питер Джейкобсон. Наконец, мы видим хмурый разговор с Лори.
Эта игра в телевизионный «свободный стул» разворачивалась, пока Йи и Джейкобсон согнувшись сидели под столом во время движения камеры, и занимали свои места, пока она была направлена на Райта. Реквизиторы показывали, как идет время, выскакивая из-за камеры и добавляя или убирая чашки с кофе и лампы на столе. Вся ситуация была комична, словно ожившее изобретение Руба Голдберга*, но конечный результат получился ошеломляющим и драматичным.
Яйтанес и первый декоратор-постановщик Роберт Скотт (третий справа) разработали сложную систему съемки с движущейся вокруг стола операторской тележки
Это стало любимой серией Яйтанеса. «Я знал, что если у нас все получится, все скажут — ну надо же, компьютерная графика просто потрясающая — даже при том, что нам не потребовалось ничего улучшать», — говорит Яйтанес.
Яйтанес чрезвычайно гордится тем, что работает очень экономно. «В кино на съемки этой сцены может уйти целый день», — отмечает он, добавив, что им на это потребовалось всего пара часов.
Как и соответствует этому смелому кадру, Яйтанес старался сохранить свежесть приемов и картинки в «Хаусе», хотя сейчас идет середина восьмого сезона. У многих старых сериалов просто кончился запал, но он настаивает: «Думаю, мы в этом сезоне показываем лучшую свою работу».
Аллен Маршал Палмер работал в сериале с первого сезона, сейчас он сопродюсер, отвечающий за пост-продакшн. «Не знаю, сколько еще сериалов на восьмом году жизни могли бы попытаться сделать нечто подобное», —соглашается он.
Прежде чем получить постоянную работу в «Хаусе», Яйтанес был свободным режиссером; он снимал отдельные серии в шоу «Остаться в живых», «Герои», «Схватка» и «Кости» (он был режиссером пилотной серии). Он снял пятый эпизод «Хауса» и получил Эмми за серию четвертого сезона «Голова Хауса» — сюрреалистичный эпизод, в котором Хаус пережил аварию автобуса и, борясь с галлюцинациями, пытался вспомнить имя пассажира с потенциально смертельными симптомами.
Когда в начале шестого сезона Яйтанеса сделали режиссером-продюсером «Хауса», он внес решительные изменения. Сериал был известен немилосердно долгим рабочим днем, и Яйтанес был намерен это исправить.
«Я начал работу в стиле фильма ‘Брубейкер’», — говорит Яйтанес, имея в виду фильм 1980 года с Робертом Редфордом, игравшим нового начальника тюрьмы, который начал реформирование системы. «Я заметил, что люди демонстрировали этакую самоуспокоенность — мы популярны, можно особо и не стараться».
Он обнаружил, что иногда члены съемочной группы просто сидят и разгадывают кроссворды, и уволил четверть сотрудников. «Думаю, я не был популярен, но когда люди поняли, что мы уходим домой в нормальное время — смотрите, сегодня пятница, и мы уходим после обеда, а не работаем до двух ночи в субботу — отношения начали налаживаться». Яйтанес также дал указание отделу технического обеспечения построить декорации отделений со свободными стенами, которые легче сдвигать, чтобы можно было снимать сцену с различных точек — обычно стены поднимают к потолку павильона лебедками. К лебедкам прикрепили лампы верхнего освещения, чтобы ускорить постановку света.
Первый декоратор-постановщик Яйтанеса Роберт Скотт отмечает: «Он сократил съемочный день до 12 часов, если не меньше. Все это радует актеров и группу и позволяет им отдохнуть, чтобы продемонстрировать наилучшие результаты. Грег очень взыскателен и требователен, но он также очень поддерживает всех вокруг себя. Будучи таким требовательным, он помогает тебе подняться до его уровня». Второй декоратор-постановщик Юко Огата добавляет: «С самого начала процесса подготовки Грег донес свои концепции и мысли до всех отделов. При съемках серий Грега у нас было очень мало сюрпризов, если они вообще были. Он понимает, насколько здесь все сложно и какая нужна координация как на съемочной площадке, так и за ее пределами, чтобы создать каждую серию, каждый кадр. Поэтому он дает нам необходимую информацию, и мы можем все скоординировать заранее и не спешить в последнюю минуту».
Постепенно Яйтанесу удалось опередить график. «Мы все время ужимали его — мы следили за временем и приступали к работе, засучив рукава. Где бы нам срезать пять минут, две, одну минутку? В итоге мы закончили шестой сезон на 18 дней раньше, чем это когда-либо удавалось с предыдущими сезонами». Режиссер отдает должное Скотту и Огате (с обоими он раньше работал в «Drive**» и «Героях»), которые служат примерами четкой эффективности, внесенной им в съемочный процесс.
Для одной серии Яйтанес создал музыкальный номер в стиле Боба Фосса, отражавший странный сон Кадди (Л. Эделстин)
«Я стараюсь обеспечить на площадке спокойствие, и Роберт в этом очень помогает. Он очень ловко решает задачки, что важно в шоу о решении задачек. Он и Юко наносят двойной удар. Они действительно всегда страхуют друг друга. Я им доверяю, а этого трудно добиться. Они не делают ошибок. Если в моем отделе декораций и постановки [в котором также работают первый декоратор-постановщик Винс Дьюк и второй декоратор-постановщик Гэри Котти] имела место ошибка, я предположу, что виноват я сам».
«Я часто сравниваю телевидение с отличной сценой из фильма «Аполлон 13», когда Эд Харрис вошел и поставил на стол коробку со всякой ерундой, сказав: «У них есть вот эти вещи. Как мы вернем их на Землю?». Телевидение — плод совместной работы, и мне это чрезвычайно нравится». Яйтанес гордится тем, какой уровень поддержки и свободы он дает приглашенным режиссерам в работе над их сериями.
«Одно из разочарований, с которым я столкнулся как независимый режиссер, особенно в шоу, которое шло в эфире уже много лет — это убеждение «А мы так не делаем». Мне всегда казалось, что здесь лежит смерть сериала, потому что он отказывается расти. Здесь мы даем режиссерам пространство. Это всегда будет серия «Хауса», у нас есть больница и у нас есть Хью. Но мы хотим, чтобы они подходили к каждой серии, как к собственному фильму. Мэтту Шакману, который ставит эпизод, вращающийся вокруг Чейза, было сказано: рассматривай это как пилотную серию о Чейзе. Можно использовать привычный образ «Хауса», но если они позволяют сценарию говорить с ними и подходят к этому как к фильму, у них получается превосходно».
Яйтанес разъясняет все Роберту Скотту и главному оператору Гейлу Теттерсаллу, чтобы на площадке не возникло никаких сюрпризов
Яйтанес и сопродюсер Палмер предложили передовой план, позволяющий приглашенным режиссерам участвовать в процессе окончательного монтажа и производства, а не только в монтаже режиссерской версии — они исправляют монтаж, музыкальное оформление, цветокоррекцию.
Некоторые не могут этого делать из-за занятости в других проектах, но, по оценкам Яйтанеса, 25% режиссеров воспользовались этим предложением. «Мы всегда следим, чтобы приглашенный режиссер получил копию версии студии или сети, даже если он уже занимается новым проектом», — говорит Палмер. «Я думаю, что предоставлять приглашенным режиссерам такие полномочия важно. Здорово, что мы можем привлечь их энергию и опыт. Они работают во всех этих сериалах и могут привнести эти знания сюда».
Яйтанес также гордится тем фактом, что хотя сериал отказывается от бурных событий в пользу более тихих моментов, «Хаус» дважды за последние три года получил Эмми за звук. Микширование происходит прямо в съемочном павильоне в зале площадью с большую гостиную, а не в огромной студии звукозаписи. «Мы осуществляем микширование в небольшом помещении, больше похожем по размеру на чью-нибудь гостиную», — объясняет Пармер.
Сцену катастрофы Яйтанес снимал небольшой цифровой камерой, чтобы передать ощущение клаустрофобии
Организационные навыки Яйтанеса вдохновили еще одно нововведение. «Он учредил то, что у нас называется творческими встречами», — рассказывает Скотт. «Мы объединяем творческие отделы — главного оператора, костюмеров, декораторов — и обсуждаем, как освещение повлияет на костюмы, каким образом реквизит подчеркнет характер персонажей, и т.д. Я никогда не видел ничего подобного в телевизионном шоу, и этот элемент переводит «Хауса» на иной уровень».
Есть одна сфера, в которой Яйтанес не проявляет такой прямоты и требовательности — это актерская игра. «Мой стиль работы с актерами не меняется вне зависимости от того, давно ли я с ними сотрудничаю или нет — в основном я поправляю детали, вношу небольшие изменения. Игру обеспечивают главным образом актеры». Он утверждает актеров на каждую серию, но относит все заслуги за поиск верных актеров на счет отдела подбора актеров. «Наша команда подбора актеров каждый раз приносит нам настоящие сокровища».
Разумеется, руководить актерами довольно легко, когда ваша звезда — Хью Лори. «Я сравниваю Хью Лори с Бэйбом Рутом***», — улыбается Яйтанес. «Он подходит к мячу, показывает, куда именно он хочет его отправить, и всегда добивается идеального результата. Из всех актеров я работал с ним больше всего, так что у нас отличное взаимопонимание». Хотя Яйтанес настаивает: «Мне не нравится блеск просто ради блеска», среди названных им любимых серий — самые амбициозные. Помимо «Головы Хауса» и нынешнего эпизода (он называется «Никто не виноват»), Яйтанес отмечает «Бомбы» в седьмом сезоне и финал шестого сезона «Помоги мне».
В «Бомбах» появилась угроза здоровью коллеги Хауса, доктора Кадди (Лиза Эделстин), и она и ее тогдашний спутник Хаус в ожидании диагноза переживали странные сны. Эти сны приняли форму ситкома, фильма о зомби, финала «Бутча Кэссиди и Санданс Кид», и даже музыкального номера в стиле Боба Фосса (постер фильма «Весь этот джаз» Фосса — один из немногих плакатов на стене кабинета Яйтанеса, не связанный с «Хаусом»).
«Я смог прикоснуться к жанрам, с которыми я иначе мог ни разу не поработать за всю жизнь. Это стало отличной демонстрацией талантов в нашем шоу. Только подумайте о костюмерах и декораторах, которые провернули это как обычную серию — точное воспроизведение финала фильма «Бутч Кэссиди и Санданс Кид», создание мюзикла а-ля Фосс, преобразование квартиры Хауса в комедийную версию площадки. Это классный эпизод».
Серия «Помоги мне» стала гораздо более мучительной. Хаус и Кадды пытаются спасти отчаявшихся жертв, оказавшихся под разрушенным зданием. Яйтанес добился картины хаоса на огромной площадке, которая успешно передала ощущение массовой гибели и клаустрофобии, но создала тесные проходы, не позволявшие развернуть обычные камеры и софиты.
Поэтому серию снимали цифровой камерой Canon 5D, которую можно купить в обычных магазинах. Главный оператор Гейл Тэттерсалл вспоминает: «Мы стали первыми, кто снимал показываемый телесетью сериал цифровой однообъективной зеркальной камерой, и это многим открыло глаза на будущее».
«Это без нашего ведома изменит правила игры», — соглашается Яйтанес. «Мы искали решение, которое позволило бы рассказать нашу историю. Когда мы думали об этом, то хотели обеспечить актерам органичное ощущение ловушки. Мы не хотели строить декорации, в которые бы поместилась камера. Мы смогли добиться настоящей тесноты и близости».
Яйтанес считает, что может позволить себе так рисковать при съемке серий благодаря тесным взаимоотношениям со сценаристами Гарретом Лернером и Расселом Френдом, которые сместе писали «Голову Хауса», «Помоги мне» и «Никто не виноват». Большинство режиссеров и сценаристов сверяют планы примерно за восемь дней до начала процесса съемок, но даже когда Яйтанес снимал «Голову Хауса» еще на правах свободного режиссера, он связался с ними за несколько недель.
Лернер вспоминает о съемках «Помоги мне»: «Он нашел множество фотографий разных операций спасения и рухнувших зданий, и увешал ими все стены производственного офиса, чтобы мы могли на них смотреть. И все это происходило еще до того, как вообще появился сценарий, что совершенно не является нормальной практикой. Декорации разрушенного здания несомненно стали самыми невероятными, что я видел на телевидении».
Френд говорит, что с текущим эпизодом было то же самое. «Он несколько недель с возбуждением говорил об этой сцене [допроса]. Это стало замысловатым балетом — Хью прятался под столом, а Питер, Одетт и Шарлин скрывались за всем, за чем только могли. Я подумал — слава богу, что серию ставит Грег».
И теперь все эти новые способы рассказать историю могут подойти к концу. Это может быть их «лучшая работа», но рейтинги падают, как обычно и бывает с сериалами такого возраста, а контракт Лори заканчивается в конце сезона. Когда мы спросили, почему он не рассчитывает ставить финал сезона в этом году (как он делал последние три сезона), Яйтанес, чья речь обычно льется очень четкими, короткими отрывками, сделал долгую эмоциональную паузу и объяснил, что завершить «Хаус» на собственных условиях подобает только создателю и исполнительному продюсеру Дэвиду Шору (который ставил финал второго сезона).
Яйтанес задумчиво добавляет: «Я ни за что не ожидал, снимая пятую серию, что это станет одним из главных моих свершений. Получить Эмми стало огромной честью. Видеть, как другие под моим руководством получали Эмми и другие награды, стало огромной честью. Эта команда работает на первоклассном уровне. То, что эта серия может стать для меня последней, и приятно, и грустно. Это было большой частью моей жизни, и в творческом отношении позволило мне сделать все, что я когда-либо хотел».
* Рубен Люциус Голдберг (4 июля 1883 — 7 декабря 1970) — американский карикатурист, скульптор, писатель, инженер и изобретатель. Голдберг более всего известен серией популярных мультфильмов и карикатур, в которых часто фигурирует так называемая «Машина Руба Голдберга» — чрезвычайно сложное, громоздкое и запутанное устройство, выполняющее очень простенькие функции (например, огромная машина, занимающая целую комнату, цель которой — передвижение ложки с пищей от тарелки до рта человека). «Машина Руба Голдберга» стала нарицательным названием всего очень запутанного и неоправданно сложного.
** Не получившая продолжения драма на канале Fox с Натаном Филлионом в главной роли. Яйтанес был одним из продюсеров; 2007 год.
*** Профессиональный бейсболист, аутфилдер. За свои удары был прозван «Султан удара». Самое известное достижение: 1927 г. — 60 «хоумранов» за сезон. По общему числу «хоумранов» второй — 714 за карьеру. Результативных ударов за карьеру — 69%. Всего в МЛБ отыграл 22 сезона. Последнюю игру провёл 30 мая 1935 года. Признан спортсменом века по версии Ассошиэйтед Пресс. Источник перевод - kotofyr
Если вас интересует телесериал Игра престолов, то на сайте gamethrones.ru можно смотреть все серии бесплатно онлайн.
Хорошая, очень интересная статья И хороший рекламный проспект для Ятанеса Как бы ни сложилось, уйдет он совсем или нет, закончат они этим сезонам или нет - стоит сказать ему спасибо за огромнейшую проделанную работу Все-таки он молодец
Quote
Это стало замысловатым балетом — Хью прятался под столом
kotofyr, спасибо за неизменные скорость и высокое качество перевода!
"Яйтанес, чья речь обычно льется очень четкими, короткими отрывками, сделал долгую эмоциональную паузу и объяснил, что завершить «Хаус» на собственных условиях подобает только создателю и исполнительному продюсеру Дэвиду Шору" Грустно. Видимо они действительно закругляются.
Из статьи понятно, что организатор ГЯ великолепный. А вот с точки зрения работы с актерами...Ну посмотрим, что там за гениально сыгранная сцена получилась.Вот почему то сомнения посещают, что все сыграли потрясающе...Наверно потому, что не верится, что актер может точно удерживать психологическое состояние персонажа,сосредоточившись на том, куда ему сейчас, после реплики прятаться ( под стол, за "что подвернется" и при этом думая:"ну подвернись хоть что-нибудь, мне ж из кадра выпадать пора )
Данный проект является некоммерческим, поэтому авторы не несут никакой материальной выгоды.
Все используемые аудиовизуальные материалы, размещенные на сайте, являются собственностью их изготовителя (владельца прав) и охраняются Законом РФ "Об авторском праве и смежных правах", а также международными правовыми конвенциями. Эти материалы предназначены только для ознакомления - для прочих целей Вы должны купить лицензионную запись.
Если Вы оставляете у себя в каком-либо виде эти аудиовизуальные материалы, но не приобретаете соответствующую лицензионную запись - Вы нарушаете законы об Интеллектуальной собственности и Авторском праве, что может повлечь за собой преследование по соответствующим статьям существующего законодательства.