11 июня исполняется 50 лет британскому актеру, писателю и музыканту Хью Лори, известному прежде всего по ролям в телесериалах «Дживс и Вустер» и «Доктор Хаус» Такой популярности, как у Хью Лори, не было в России ни у одного британского актера. Появившись в первой половине 90-х на телеэкранах в роли светского аристократа-остолопа Берти Вустера, он долгое время оставался для интеллектуалов идеальным воплощением одного из героев Вудхауза, а на исходе первого десятилетия нового века воплотился в мизантропа-диагноста Грегори Хауса, чем подмял под себя широкие зрительские массы. По месту рождения
Сыну врача и домохозяйки, Лори по самому месту рождения было суждено попасть в один из лучших вузов Британии — он появился на свет в Оксфорде. Однако учился в Кембриджском университете, получил степень бакалавра по антропологии и археологии. Там же он стал активным участником любительского театра, в котором его постоянными коллегами и партнерами были Эмма Томпсон и Стивен Фрай. В театре актер-любитель доигрался до поста президента, а по окончании университета дружная троица сочинила и поставила комедию, благодаря которой получила контракт на телетрансляцию из театра «Вест-Энд». Но это был лишь первый шаг к успеху. Настоящим же успехом для Лори оказалась многосерийная телекомедия «Черная гадюка», где его партнерами стали все тот же Стивен Фрай и Роуэн Аткинсон, позднее прославившийся как мистер Бин. Затем был классический британский абсурдистский сериал «Шоу Фрая и Лори», разыгранный нашим героем на пару понятно с кем, и завершился этот этап новой работой дуэта — сериалом «Дживс и Вустер». Память британской империи Именно в нем актерское дарование обоих участников, что называется, засверкало и заискрилось всеми гранями. Лори играл обаятельного, но недалекого и недотепистого аристократа Вустера, а роль его камердинера, умного, энциклопедически образованного и невероятно находчивого Дживса досталась Фраю. Теплая, ироничная, но очень добрая проза великого британца Пэлема Грэнвила Вудхауза (о Дживсе и Вустере он написал 11 романов и 4 сборника рассказов) нашла в сериале практически идеальное воплощение. Вудхауз переосмыслил архетипичные представления Британии о самой себе, взяв за два полюса британской цивилизации олуха-хозяина и мудрого, но тактичного слугу, и тем самым повысил представление нации о самой себе, одновременно посмеиваясь над ней же. На рубеже 80—90-х годов прошлого века Фрай и Лори напомнили об этом стране, давно переставшей быть царицей морей и нуждавшейся в идеологической опоре. Пусть она и носила ретроспективный оттенок, добрые воспоминания о славном прошлом стоили дорогого.
Заметим также, что в саундтреке к сериалу звучит фортепиано самого Лори — талантливого, между прочим, пианиста. Есть у него, кстати, и еще одна пламенная страсть — академическая гребля; в университете он не раз выигрывал традиционные соревнования между Кембриджем и Оксфордом, но спортивная карьера не выдержала схватки со страстью к лицедейству — к счастью для всех нас. Маленькие роли автора бестселлера Сериалы сериалами, но с середины 90-х Лори стал пробиваться и на киноэкраны — вот только роли он получал хоть и в больших голливудских фильмах, но маленькие. Мало кто помнит его в «Человеке в железной маске» или в ремейке «Полета Феникса». Только дети знали его по киносказкам — как отца семейства в обеих частях «Стюарта Литтла» и владельца одного из главных героев в киноверсии «101 далматинца». Правда, была главная роль в английской комедии «Все возможно, детка», но она осталась единственной. Тем временем коллега и друг Стивен Фрай расширял свои амплуа. Помимо актерства он стал популярным газетным колумнистом, ведущим познавательных телепрограмм и даже писателем, причем первого ряда. Лори отчасти из соревновательного духа, отчасти из потребности тоже написал роман. Ко всеобщему удивлению, «Торговец пушками» — стильный комический авантюрный роман, герой которого отчасти напоминал самого автора (во всяком случае, в потенциальной экранизации вряд ли можно себе представить иного претендента на эту роль), стал бестселлером. На русском языке он выдержал уже несколько переизданий. Давно знакомый доктор Все изменилось, причем радикально, в 2004-м, когда Лори принял предложение создателей сериала «Доктор Хаус». Собственно говоря, с тех самых пор и по сей день работа над ним и занимает практически все время актера. Традиционное комическое амплуа Лори было в одночасье похоронено; его героем стал Грегори Хаус, циничный и мизантропический гений диагностики. Постоянно прихрамывающий, мрачный врач неожиданно стал любимцем телезрителей по обе стороны Атлантики. В России сериал поначалу распространялся пиратским образом, и к тому моменту, когда начался его телевизионный прокат, а затем появились и легальные DVD, публика уже хорошо знала и любила доктора Хауса. Своеобразный Шерлок Холмс от медицины, он казался врагом рода человеческого: невежлив с пациентами, хамит коллегам, рубит правдуматку в глаза прежде всего там, где это кажется преждевременным или даже вовсе ненужным. Но лишь до тех пор, пока доктор не начинал заниматься своим истинным предназначением. И оказывалось, что именно доктор Хаус — основной провозвестник доброго и хорошего в истинном смысле; на высших весах его добродетели однозначно перевешивали все пороки. Только первая половина Сегодня Лори, как свидетельствуют его российские издатели, пишет новую книгу и потихоньку начинает тяготиться славой, а скорее даже не ею, а той ценой, которую приходится за нее платить. Он произведен королевой в офицеры ордена Британской империи, у него на полке стоят два «Золотых глобуса», для отдохновения души он играет в рок-группе Band From TV, собранной из телесериальных актеров, имеющих склонность к музицированию. Двое сыновей и дочь, любимая жена — что еще может понадобиться приличному англичанину, чтобы достойно встретить старость? Но что-то еще обязательно есть впереди. Выйдет новая книга, а за ней, глядишь, появится и новая роль — недаром ведь все чаще Лори видят в обществе старого друга Фрая, который, кстати, вроде как должен появиться в одной из новых серий «Хауса». Поговаривают даже о новой версии «Шерлока Холмса» с обоими актерами в главных ролях… Ну а пока небритому англичанину светит работа в очередной экранизации. На сей раз это будет «Желтая метка» по культовому бельгийскому комиксу. Да и, если честно, полувековой рубеж — это всего лишь первая половина; так, во всяком случае, кажется тем, кто знает и любит творчество Хью Лори. Игорь Алюков, главный редактор издательства «Фантом пресс», выпустившего книгу Хью Лори «Торговец пушками»: «Либо Хью — величайший актер, либо он и есть сам Хаус» Хью Лори может стать для нашей великой, но разобщенной страны объединяющим началом, ибо интеллектуалы, для коих «Дживс и Вустер» заменяет все сакральные видеоинсталляции, могут непринужденно слиться в единении с теми, для кого слово «Вудхауз» есть производное от имени мизантропического доктора со склонностью к дурным поступкам. В литературной табели о рангах он располагается точно выше Донцовой с товарками и точно ниже Шекспира и Пушкина, то есть где-то в золотой серединке. Дуэт же Фрая и Лори потрясающ тем, что состоит как раз из двух потрясающих половин. Они вовсе не смешат, а смеются сами. Они умны, образованны, обладают превосходным вкусом, отменным чувством меры, свободой, актерским талантом, ораторским даром и с уважением относятся к тем, кто сидит напротив и слушает их околесицу. Этих качеств, столь дефицитных в унылом мире записных остряков, вполне довольно, чтобы сделать их неповторимыми. Что до доктора Хауса, то, в отличие от многих собратьев по профессии, Хаус честен и добр в философском понимании. Хаус—Лори — человек играющий, и болезни с врачами — его соперники на корте жизни и смерти. Лори совершенно не отделяет себя от своего героя, и потому он особенно убедителен и искренен. Создается даже впечатление, что актерской игры здесь нет и совсем, а это означает одно из двух: либо Хью — величайший актер, либо он и есть сам Хаус.
|