Зак Хэндлен, 9 марта 2009
Они говорят «честность – лучшая манера поведения», но на самом деле выходит, что «честность – лучшая манера поведения, если она не заставляет чувствовать себя плохо». «Хаус» прошел слишком большой путь, чтобы резкая манера разговора его главного персонажа могла шокировать людей своей высокомерностью; это же справедливо и касательно нежелания Хауса идти на компромисс, что может разрушить даже самые крепкие отношения. Дело в том, что даже у нашего героя, имеющего привычку изрекать худшее, что можно сказать в определенный момент, есть свои ограничения, и, что более важно, он еще контролирует все, что он говорит. Что случается, когда вы имеете дело с особой, у которой нет НИКАКОГО контроля, - тема эпизода «Общественный договор». Все начинается забавно, но становится отвратным действительно быстро.
Начало у нас крутое: писатель на модной вечеринке отмечает выход своей новой книги, достаточно сложной, чтобы приветствовать ее, когда Ник (Джей Кэрнс) начинает «швыряться грязью». (Кстати. Писательские вечеринки всегда такие? Если это так, то что мы можем сделать, чтобы остановить их? Кроме как не покупать больше книг.) Ник – редактор писателя, и первые несколько его замечаний достаточно безопасны («тот, кто думает, что его сборник рассказов станет бестселлером, или Стивен Кинг, или безумец»), но вскоре доходят до уровня «я собираюсь стрелять». Спасибо, что у него пошла кровь носом и прежде, чем это могло случится, его доставляют в Плэйнсборо, чтобы наш местный сумасшедший ублюдок и его новая команда попытались выяснить, как нормальный мужчина может превратиться, гм…, в Хауса.
Предварительный просмотр на этой неделе позволил сделать много специфических сравнений, достаточно, чтобы создать дурной привкус во рту у каждого, кто смотрит это шоу. Эпизоды из серии «обнаружим ли мы настоящую природу Хауса?» почти всегда неубедительны, потому что мы ЗНАЕМ настоящую природу Хауса; каждый раз, когда у авторов возникает желание прокомментировать эту природу, это выглядит искусственно и натянуто. (Я не говорю об эпизодах, где Хаус задается вопросом о том, кто он есть, тем более о том приколе, когда он убедил свою команду, что у него герпес и это каким-то образом делает его гадом). Удивительно, но «Договор» действительно довольно хорош, это один из лучших эпизодов всего сезона. По двум причинам: 1) медицинская сторона дела действительно увлекательна; 2) больше времени уделяется взаимоотношениям, которые в шоу нас еще не затрахали, - дружбе Хауса с Уилсоном. То, что начинается с малообещающего «Уилсон врет, потому что он задавлен своей жизнью» постепенно развивается во что-то намного более резонансное и поразительное. Есть небольшие замечания по медицинскому материалу, но когда получаешь удовольствие от просмотра, не до мелочей.
Итак, у Ника все перепуталось, и Хаус в конечном итоге находит разумный способ объяснить все, но что нам действительно нужно знать, в любом случае, так это то, что у Ника расторможенность в разговоре. Он говорит все, что придет ему в голову. Это комедия, когда он говорит, что у Тауба большой нос, Катнер настораживающе радостен, а Тринадцатая и Кадди – физически привлекательные женщины. (Эта сцена, в частности, заставила смеяться даже мою задницу, это дань Кэрнсу как актеру, который невероятно великолепен на протяжении всей серии, потому что его замечания скорее глупы, чем смешны). Не так комично, когда он говорит своей жене, что он на самом деле думает о ее работе, и когда говорит, что его дочь «ниже среднего». Это приводит к некоторым трениям в семье, к вопросам жены о том, были ли их отношения построены на лжи. И в Нике растет все более отчаянное желание вылечиться и избежать причинения большего ущерба.
Такие мысли приходят в голову, когда новая команда думает, что они разрешили проблему, но пока они могут лишь удерживать Ника от осложнений, единственный пусть избавиться от повреждений в мозге – очень опасная операция, за которую ни один хирург в здравом уме не возьмется. Ник отчаянно просит Хауса и Хаус, который прекрасно понимает, насколько трудна жизнь, отчужденная от мира, фактически «проходит добавочную милю», чтобы добиться хирургического вмешательства. Он убеждает Чейза помочь (прекрасный, «вкусный» кадр с его отражением в зеркале) и Нику удаляют вызывавшие раздражение фрагменты из мозга. Слишком плохо наши герои провернули дело: когда Ник возвращается после операции, он в порядке за исключением того, что у него все еще болезнь «а король-то голый и я не уважаю свою жену».
А в это время Хаус исследует личную жизнь Уилсона; Уилсон отменил поход на «Монстров траков» и Хаус не купился на его оправдания. Тут много копания, много уверток, чуток насмешек над спортивными героями-евреями, но в конечном итоге Хаус узнает правду. Как всегда. Я не думаю, что Уилсон всего лишь наслаждался игрой (хотя в данном случае это служило бы хорошим отвлечением) или что он честно полагал, будто Хаус позволит чему-нибудь случиться, если только не знает, что головоломка будет решена. В любом случае, результат меня удивил: Уилсон нашел своего давно потерянного брата-шизофреника Дэниела. Мы никогда не видели его и я уверен, что он никогда не упоминался в предыдущих сезонах, но привязанность Уилсона с нему сильна настолько, что может изменить основную природу его жизни.
Мы получили действительно великолепную работу Роберта Шона Лаонарда, как всегда он и Лори в паре играют красиво, и я действительно был увлечен до конца. Уилсон говорит, что ценит то, что между ним и Хаусом нет никакого «общественного договора», потому что он все время занят мыслью о том, как он влияет на других людей и какое облегчение, когда об этом не приходится волноваться. Полная честность между ними также взаимовыгодна, потому что это означает, что существует своего рода привязанность или порядочность, которая никогда не позволит давить или обманывать.
В конце Ник вылечен и, с точки зрения медицины, проблема уже не слишком интересна (мне понравилось, что нам долго рассказывали, как опасна, в частности, своими разрушительными последствиями, операция, о которой просил Ник, чтобы быть в порядке; разница между ним, когда с ним все хорошо, и им же после операции, не помогшей ему, кажется достаточно большой, даже если они не слишком связаны), но были ответвления. Меня с самого начала раздражала жена Ника с ее постоянно удивленной реакцией на прямоту Ника, но я догадываюсь, что это придавало смысл ее потрясению; любым здоровым взаимоотношениям приходится иметь дело со смешением, как минимум, нескольких неправд и внезапное разоблачение их может все разрушить. Что сделало это работой для меня, так это то, что в конце, после всего, она вернулась поддержать его. Несмотря на все это, там было много стоящего. Вроде Уилсона с Хаусом. В предыдущих сезонах часто акцентировалось на том, какой сволочью может быть Хаус, и единственная вещь, о которой я могу сказать, что я ей откровенно наслаждался в нынешнем сезоне, то, что сделана большая работа, чтобы продемонстрировать, что они все еще друзья. Роман Кадди и Хауса – идиотизм, Фортин – это совершенно плохо, но Хаус и Уилсон? В них есть смысл. Это то, что, как минимум, стоит благодарности.
|