Барбара Барнетт, 15 февраля 2009 Перевод для www.house-md.net.ru В эпизоде «Доктора Хауса» «Неверующий» изображен священник, вовлеченный в полемику. После видения Иисуса он попадает в отделение скорой помощи, где Кэмерон отделывается от него как от алкоголика или наркомана. Хаус берется за это дело (или НЕдело), в первую очередь чтобы отвлечь внимание Тауба и Катнера, пока он сосредоточится на проблемах между Тринадцатой и Форманом, которые, по словам Хауса, «разваливают отделение». Перевод для www.house-md.net.ru Хаус касался вопросов веры, верований и религии на протяжении четырех с половиной лет выхода шоу, и этот эпизод под названием «Неверующий» так или иначе касается той же темы. Хаус считает себя атеистом, он громогласно порицает религию как нонсенс, а ее сторонников – как дураков. Он ученый, рационалист до мозга костей, по Хаусу наука – сама по себе почти религия. Хаус спешит высмеять и смехотворное религиозное лицемерие («Хаус против Бога», 2 сезон), и слепую веру (его проповеди Коулу в четвертом сезоне о мормонской вере). Перевод для www.house-md.net.ru Но это не значит, что Хаус не интересуется Богом, нашим местом на Земле или тем, чему учат нас мировые религии о человеческой природе. Он хорошо изучил мировые религии и хорошо осведомлен об их особенностях. Перевод для www.house-md.net.ru В сериале о медицинских загадках, а не о религии или вере, мы немного знаем о религиозных предпочтениях прежде всего главных персонажей. Чейз – католик, обучавшийся в семинарии, прежде чем стать доктором. На него явно повлияли его верования, тесно связывающие его с монахиней в серии первого сезона «Будь ты проклят, если сделаешь это», заставляющие его читать молитву над мертвым новорожденным в «Навечно» (2 сезон). Перевод для www.house-md.net.ru Кэмерон считает себя атеисткой, даже Хаус называет ее «самым наивным атеистом из когда-либо существовавших» в эпизоде первого сезона «Ролевая модель», когда она объясняет ему, почему люди «благодарят Бога». Форман – продукт семьи, где все было связано с Богом. Он обижен на своего отца, центром всего для которого является Бог, но когда он оказывается на грани смерти во втором сезоне («Эйфория», часть 1), Форман соглашается помолиться с таким же свободным от религии и также умирающим полицейским. Перевод для www.house-md.net.ruЧто касается новой команды, то мы знаем немного об их религиозных воззрениях, за исключением Тауба, являющегося евреем. Тауб изображен «светским» евреем, которого поначалу смущает пара ортодоксальных иудеев в серии четвертого сезона «Никогда не меняйся». Он рассматривает их строгую приверженность своей вере и предписаниям как заблуждение, странность, неуместные в американской жизни в двадцать первом веке. Но в течении серии Тауб начинает испытывать расположение к ним, разрушая собственные предубеждения об обоснованности их религиозной практики и верований. В конце серии он лучше понимает их… и себя. Перевод для www.house-md.net.ru Уилсон и Кадди, как и Тауб, тоже евреи и, очевидно, «светские». Иудаизм Уилсона явно демонстрируется в первом эпизоде, так как это фигурирует в диагнозе. Найдя явно некошерную ветчину в холодильнике Ребекки Адлер (которую все считают кузиной Уилсона), Форман объявляет, что Адлер не может быть кузиной Уилсона, так как она ест запрещенное религией мясо. Уилсон смеется над Форманом, говоря ему, что «соблюдение норм кошерности» - не всегда истина для всех евреев и что у евреев иногда бывают родственники-неевреи. Перевод для www.house-md.net.ru Еврейство Кадди обнаруживается из скользких острот Хауса по поводу J-Date (еврейская служба знакомств) и ее экспонатов (что я нахожу самым очаровательным из всего, что есть в персонажах «Хауса»). Она хранит ханукию (подсвечник из девяти ветвей, используемый во время еврейского праздника огней) на полке в своем кабинете. Круглый год, а не только в Хануку. В ее комнате (которая, кажется, была перепланирована в этом году) были произведения иудейского искусства, хотя они, видимо, исчезли в этом сезоне. В эпизоде «Неверующий» исследуется один из аспектов религиозной практики Кадди. Перевод для www.house-md.net.ru Таковы детали («nuts and bolts») отношения персонажей к религии. Но для персонажа (и сериала, сфокусированного на этом персонаже), который является непреклонным атеистом, Хаус знает много о религии и Библии – и об исследованиях, проверках и попытках понять Вселенную. В некоторых наиболее интригующих эпизодах «Хауса» исследуются точки соприкосновения цинизма Хауса, его интеллектуального любопытства и религиозных воззрений. Перевод для www.house-md.net.ru Больная монахиня в «Будь ты проклят, если сделаешь это» действительно «цепляет» Хауса, когда они спорят о существовании Бога. Она убеждена, что, хотя она и живет в реальном мире, она чувствует любовь Бога к ней, несмотря на то, что она делает. Задавая вопрос о присутствии Божьей любви при страданиях больных малышей и насилии против младенцев, Хаус говорит ей, что имеет проблему с верой в главном. Но пациентка, отмечая гнев и цинизм Хауса, отвечает, что «невозможно сердиться на Бога и не верить в Него». Я всегда думала, что Хаус приближается к вере в Бога и вере в гуманность, оставляя позицию «разочарованного идеалиста». Тут больше всего циников и появляется. То ли жизнь вообще, то ли череда ударов привели Хауса к царству цинизма и неверия в «высшую» силу. Перевод для www.house-md.net.ru Хаус говорит пациентам, что «это здесь», что нет никакой лучшей жизни «по ту сторону». Возможно, поэтому он так стойко и последовательно «выбирает» жизнь, когда его собственная жизнь висит на волоске. В блестящем эпизоде первого сезона «Три истории» Хаус описывает собравшейся аудитории видения, которые он испытал, будучи между жизнью и смертью во время своего инфаркта. Перевод для www.house-md.net.ru Почти как в судебных прениях Уилсон, Форман и Кэмерон (которые сидели на лекции) спорят о том, ЧТО те видения значили для него и насколько они соответствуют его циничному мироощущению. Уилсон задает вопрос, думает ли Хаус, что «те переживания были «реальными». Хаус убежден, что переживания сами по себе были реальными, но термин субъективен. Хаус объясняет, что он предпочитает «верить, что белый свет, который видят люди, - не более, чем химические реакции, когда мозг умирает» и приближается смерть. Перевод для www.house-md.net.ru Убежденный, что хотя точного научного объяснения тому, во что он верит, нет, он считает такое объяснение «более удобным». Наконец, Кэмерон недоверчиво спрашивает Хауса, как он может считать более удобным верить, что это только химия. Что нет никакого «лучшего места», нет «грядущего мира». «Мне удобней верить, что это – не испытание». Перевод для www.house-md.net.ru Хаус многое перенес в жизни - и эмоционально от своих родителей и Стэйси (из-за ее предательства), и физически (инфаркт, ранение, авария автобуса и т.д.). Хью Лори, который щепетильно изображает Хауса как сложную смесь цинизма и уязвимости, сказал, что в Хаусе есть и «старый дух», и кто-то, кто «видел много человеческого страдания в жизни». Есть ли смысл в его утверждении в «Трех историях», что страдание не является своего рода испытанием ради какой-то высшей награды в грядущем мире? Или что если человек чего-то не достиг, то трудности в этой жизни продлятся в следующей? В любом случае, эта точка зрения резонирует с его спором с монашкой в «Будь ты проклят, если сделаешь это» о любви Божьей и ее доказательствах. По мнению Хауса, если Бог действительно существует, то Он не имеет ничего общего с человеколюбием. Перевод для www.house-md.net.ru В первую очередь ученый, Хаус наблюдает за жизнью и взаимоотношениями сквозь призму необходимости доказательств. Но вы не можете доказать или опровергнуть существование Бога, люди безуспешно пытались сделать это в течении тысячелетий. Так что вера есть везде. Однако даже пытливый Хаус не может противиться стремлению узнать, «есть ли ТАМ что-то». Перевод для www.house-md.net.ru Каждый раз, когда Хаус вновь серьезно обращается к идее веры, я всегда вспоминаю плакат Малдера из классического сериала 90-х «Секретные материалы». На нем было написано «Я хочу верить». Я думаю, что в случае Хауса на плакате должно быть написано «Я хочу НЕ верить». Я полагаю, что как ученый Хаус пытается доказать себе (как минимум), что должно быть что-то большее «где-то там». Или что там ничего нет. Перевод для www.house-md.net.ruВ четвертом сезоне («97 секунд») Хаус не может противиться желанию узнать и попытаться доказать это Уилсону, что нас ничего не ждет «по ту сторону». Я думаю, он также пытается доказать своему пациенту (хотя и запоздало), что тот не должен продолжать попытки «почти убить себя», чтобы испытать своего рода нирванический экстаз близости смерти. Рискуя своей жизнью, чтобы сделать это, Хаус ничего не испытывает во время эксперимента. Однако в последней серии сезона «Сердце Уилсона» Хаус предоставляет себя для рискованного эксперимента, чтобы вернуть память, потерянную во время аварии автобуса в «Голове Хауса». Снова почти умерев (у мужчины, конечно, достаточно жизней, не так ли?), он впадает в кому, где задумывает сдаться и последовать за Эмбер в «белый свет». «Я могу остаться с тобой», - предлагает умирающий Хаус мертвой Эмбер. Окружающее, конечно, привлекает. «Я не ощущаю здесь боль», - пробует предложить Хаус, прося в его обстоятельствах «не возвращать» его в мир живых. Перевод для www.house-md.net.ru Может ли Хаус все еще доказывать после такого опыта, что «белый свет» и видения людей – всего лишь отсутствие импульса между нейронами, когда мозг перестает функционировать? Или пытливый, любознательный ученый должен остановиться и задаться вопросом – а может действительно есть загробная жизнь? И высшая сила? Возможно, эпизод «Неверующий» проливает на это свет. Перевод для www.house-md.net.ru
|