Соответственно, это и мой 100-й обзор* Хауса. Да, первые обзоры состояли лишь из абзаца-двух, но они быстро эволюционировали в те чудища, что вы видите сейчас. И хотя качество сериала упало в течение последних сезонов, он всё равно остается лучшим медицинским сериалом, если не лучшим сериалом на ТВ вообще.
Дана Миллер помогает шеф-повару в классе обучения поварскому искусству, когда у нее затрудняется дыхание, и она начинает кашлять. Заметив, что у нее посинели губы, Дана понимает: у нее цианоз. Она жалуется на боль в груди и спине и, прежде чем упасть, успевает поставить себе диагноз – спонтанный пневмоторакс. Ее спешно доставляют в госпиталь и передают команде Хауса, в основном из-за ее имени и репутации. Оказывается, что Дана - рок-звезда в мире исследований рака, и говорят, она была в одном шаге от нахождения лекарства от ретинобластомы. Команда крайне разочарована, когда она говорит, что оставила медицинскую карьеру 8 месяцев назад после операции на матке. Она поняла, что работа не делала ее счастливой, и теперь занимается только тем, что ей действительно нравится.
Причина пневмоторакса Даны неясна. Форман указывает, что в истории болезни нет записей о ХОБЛ (Хроническая Обструктивная Болезнь Легких), курении или недавнем подводном плавании. Первоначальный дифдиагноз состоит из муковисцидоза, рака легких и недиагностированной астмы. Пациентке начинают давать стероиды для лечения астмы, а также делают КТ легких, чтобы обнаружить перерастяжение (признак астмы). КТ в норме, что делает астму менее вероятной. Тауб предполагает, что застарелое повреждение от центрального катетера во время операции может объяснить проблему с легкими (я не мог не заметить, что он не просто сказал «операция», но и уточнил, какая именно. Хмм.. Интересно, будет ли это важным потом?). Катнер замечает усиление внутритканевого рисунка (все остальные, по-видимому, его не заметили), что означает, что у Даны может быть фиброз легких. Заказывают биопсию. Когда Тауб объясняет пациентке результаты теста, она начинает жаловаться на боль в животе с левой стороны. После быстрого осмотра Тауб говорит, что у нее кровотечение в брюшной полости, и в качестве доказательства извлекает полный шприц крови. (к вашему сведению: она спрашивает, есть ли у нее асцит, скопление жидкости в брюшной полости).
В дополнение к проблеме с легкими, у Даны теперь проблема и с печенью – или проблемы. Теперь ее печень не только кровоточит, но команде теперь приходится работать в условиях почечной недостаточности. Форман предполагает почечную гранулёму в качестве возможной причины, а Тринадцатая идет на шаг дальше и предполагает бластомикоз как причину гранулёмы. Делают биопсию, но анализ на бластомикоз отрицателен. Дана начинает жаловаться на зуд, в чем она винит печеночную недостаточность (высокий уровень билирубина, наблюдаемый при печеночной недостаточности, действительно приводит к сильному зуду). Во сне она продолжает чесаться, причем настолько сильно, что дочесывает сквозь череп до самого мозга. К счастью, Таубу удается справиться с повреждением кожи (удобно иметь в команде пластического хирурга). Он объявляет, что повреждений мозга нет.
Теперь дифференциальный диагноз состоит из психогенного зуда, менингита, энцефалита, рассеянного склероза и опухоли мозга. Делают МРТ мозга, результат отрицательный. Теперь Хаус подозревает, что у Даны полиневропатия и хочет обработать пораженные участки, чтобы «перезагрузить нервы». Когда Тауб уже готов начать процедуру, у пациентки начинаются спинальные шоки – что она определяет как признак Лермитта. По мнению команды, это может означать болезнь Бехчета, недостаток витамина B12, какое-либо миелинизирующее заболевание или спинальную гемангиому. Заказывают МРТ, чтобы обнаружить гемангиому. Оказывается, что она не одна, а несколько: в позвоночнике, легких и перикарде (сердечной сумке). Теперь основная идея заключается в том, что у Даны метастазирующая мезотелиома (вид рака легких, как правило, связанный с воздействием асбеста), но Хаус озадачен тем, что эти самые образования не были видны на КТ груди два дня назад. Зовут Уилсона, чтобы провести биопсию одного из образований в легких, но он не может провести процедуру, так как образование начинает обильно кровоточить, чего не должно быть, если это мезотелиома. Уилсон высказывает предположение, что у пациентки может быть артериовенозная мальформация, вызванная шистосомозом (это паразитическая инфекция, передающаяся через купание или плавание в зараженной воде). Но команда возражает, что это скорее признаки болезни Горхема или синдрома Казабаха-Мерритт. Мозговой штурм прерывается, когда у Даны случается тампонада сердца (кровь наполняет сердечную сумку, сдавливает сердце и не дает ему сокращаться нормально). Катнер вводит иглу (читай: втыкает иглу вслепую) в ее грудь, чтобы освободить тампонаду, вот только у пациентки начинается обширное кровотечение из ушей, глаз и носа.
Позднее Тауб сообщает Хаусу, что они использовали несколько единиц тромбоцитов и свежезамороженной плазмы, но не смогли остановить кровотечение. Хаус предлагает эмболизацию – блокаду кровоточащих сосудов. Он хочет начать с сосудов, находящихся в легких. Но потом он сталкивается с Кадди и в середине более глупого, чем обычно, разговора с ним случается его эврика-момент. Он осознает, что Дана так сильно истекает кровью, потому что у нее менструация. Он объявляет, что в результате операции на матке у нее развился эндометриоз, и эти аномальные частицы тканей эндометрия по всему телу вызывают кровотечения.
***
У Тринадцатой начинаются фронтальные головные боли. Форман убежден, что это может быть связано с экспериментальным лекарством от хореи Гентингтона, но она отрицает это. По ее словам, она принимает лекарство или плацебо уже несколько недель, и за последнее время ничего не изменилось (Точно? Точно? Подмигиваю.) Потом Хаус обращает внимание Формана на то, что у нее пропадает периферическое зрение. Форман проводит тест самостоятельно и понимает, что Хаус прав. Он признается, что подменил лекарство и делает Тринадцатой МРТ мозга. МРТ показывает опухоль на перекресте оптических нервов. В течение дня или около того, Тринадцатая полностью слепнет. Хаус и Форман проводят направленное радиационное лечение опухоли, она исчезает, и зрение Тринадцатой восстанавливается. В конце эпизода Форман признается в том, что сделал, фармацевтической компании, проводящей испытания. С испытаний его вышвыривают, но лицензию ему удается сохранить. С другой стороны, данные Тринадцатой теперь считаются «грязными», и их исключают из испытания, в том числе и сведения о том, что лекарство может вызывать опухоли.
Крупные ляпы:• Я в общем-то перестал упоминать ошибки в процедурах, которые проводит команда, но на этой неделе две сцены были настолько плохими, что заслуживают особого упоминания.
1. Во-первых, Тауб, извлекающий кровь из желудочной полости. Он сделал неправильно практически всё. Никакой защиты для него. Упаси Господь его от того, чтобы он стерилизовал или хотя бы протер то место, куда собрался колоть (поздравляю, Тауб, ты только что подарил ей стафилокковую инфекцию внутренностей). Нужно сделать натяжение кожи**, иначе высокое давление в полости будет выдавливать жидкость через след прокола. Этот шприц на 20 или 40 куб. см слишком мал, чтобы извлечь сколько-нибудь достаточное количество жидкости. Я видел, как из одного пациента извлекали многие литры жидкости (хотя, конечно, такой пациент выглядел беременным).
2. Похожие жалобы у меня и по поводу техники Катнера во время пункции перикарда. Хуже всего было, когда он всадил иглу вслепую в левую часть груди пациентки. Так пункцию перикарда НЕ делают. Он скорее подарил ей еще один пневмоторакс, не говоря уже о возможности повредить сердце или рассечь коронарную артерию. Фокус-то в том, что надо извлечь жидкость, не убив пациента в процессе.
• Описаны случаи, когда эндометриоз распространялся из-за операции. Впрочем, во всех этих случаях у пациентов уже был эндометриоз до операции. Именно он и распространялся, а не обычные внутриматочные клетки, превратившиеся в эндометриозные.
• Моя самая большая проблема с эндометриозом – это время. Вспомните ваши лекции по медицине в университете. Эндометрий (слизистая оболочка матки) медленно утолщается в течение 3 -3½ недель, а потом начинает отслаиваться, начиная менструальный цикл. Но ткани эндометрия не переходят с ничего до внезапно-повсюду-видимых за один день перед началом цикла. Если у Даны был настолько обширный эндометриоз, чтобы вызвать все симптомы, то это было бы видно на первой же КТ.
• Почему не было симптомов в предыдущие 7 месяцев?
Средние ляпы:• Бронхоскопия и бронхоальвеолярный лаваж – наиболее предпочтительные начальные шаги при диагностировании фиброза легких. Верно, что они не так хороши, как открытая биопсия, но и риск осложнений значительно ниже.
• Существует много грибков, которые флуоресцируют в черном свете, и это забавный способ диагностировать стригущий лишай. Но это не рекомендуемый способ диагностики бластомикоза. По сути, я не нашел упоминания об этом ни в одном из главных текстов по теме.
Придирки:• Ух ты! У Тринадцатой невероятно быстрорастущая опухоль, не так ли?
• Я восхищен, как быстро сценаристы смогли повернуть все от «Форман облажался» к «Ох уж эти злобные фармацевтические компании!»
• «Хаус был прав» насчет гемангиомы? По-моему, это Тауб до нее додумался.
• Немного я знаю онкологов, которые сами делают биопсию легких.
• Что объясняет печеночную недостаточность?
• Кроме видеоряда в комиксовом стиле, что объясняет кровь из ушей, носа и глаз? Там тоже эндометриоз или давление крови было столь высоко, что раскололо ей череп?
Медицинская загадка на этой неделе была четкой. Началась мелковато, но дополнилась по ходу эпизода и получает 4. Хотя у меня и были некоторый медицинские проблемы с окончательным диагнозом, но я думаю, что он разумен и при некоторой подстройке прекрасно подходит ко всем симптомам. Заслуживает еще одну 4. Медицина снова была средней: очень поверхностной и нехваткой упорядоченности. Получает 3. «Мыльная опера» была хороша, хоть и отодвинута на второй план. Мне понравились завершающие сцены с Уилсоном, да и сцены с Хаусом и Кадди были забавные, хотя для нее это и был OOC (Впрочем, она объяснила это тем, что ей пришлось опуститься до его уровня). Я ставлю мыльной опере 4.
* ОК, формально это мой 101-й обзор Хауса, так как я сделал повторный обзор одного из первых эпизодов. Однажды, когда у меня будет время, я вернусь и сделаю то же с остальными ранними эпизодами.
От переводчика:** Вот
здесь очень наглядно показано, в чем суть этого натяжения. Не бог весть какая тайна, конечно, просто очень уж иллюстрация симпатичная:) Там и других забавных вещей немало, кстати.