Сперва, примите мои извинения, за такую задержку ТВ-озора. Я хотела обдумать эту серию, которая раскрыла две темы - боли и суицида. Две темы, которые тянуться все 4,5 года существования сериала House MD. Поэтому простите, если этот обзор будет выглядеть скорее как эссе (думаю, я, как автор, могу себе это позволить).
Конечно, боль Хауза – это основной мотив всего сериала: она то нарастает, то отпускает, меняя эмоциональное состояние Хауза (а иногда и сама зависит от этого состояния). За четыре с половиной года мы наблюдали как хорошие, так и плохие времена для Хауза. Порой, времена бывали действительно плохими. По-видимому, сейчас у него очередная черная полоса, что и не удивительно, с учетом того стресса, который он пережил в конце последнего сезона. Эмоциональный стресс, очевидно, делает боли Хауза еще сильнее.
Обычно, Хауз скрывает свою боль за едким сарказмом; оскорбляя любого, прежде чем тот заметит эту боль. Он упорно отказывается позволить своей инвалидности себя ограничить, когда, по существу, отрицание своей беспомощности все равно устанавливает ему границы.
Но, как мы видим в серии «Без боли», наедине с собой он страдает намного больше, чем он это показывает. Сидя в ванной (предположительно распаривая ногу), Хауз явно испытывает практически невыносимую боль. Должна сказать, что Хью Лори проделал такую гениальную работу, изображая боль Хауза, что, наблюдая за ним, я почти почувствовала себя вуайеристкой. Его глаза, сутулость спины, тяжесть, с которой он опирается на трость или идет без нее, говорят нам, что Хауз терпит боль на «10» или «5» (по сравнению с Джеффом), что для него значит «хорошие дни». Как он говорил детективу Майклу Триттеру в серии «Слова и поступки», его боль «просто нестерпима» в хорошие дни и душераздирающая в плохие.
Не такая всеобъемлющая как «боль», тема суицида поднималась несколько раз в сериале – в различных контекстах. «У меня нет проблем с людьми, убивающими себя», говорит он пациенту в серии «Отказ от реанимации». И это действительно так – после того, как пациент получит всю важную информацию. Далее, выбор остается за пациентом. В серии «Без боли», когда Джефф предпринимает вторую попытку суицида, Хауз почти злится на Джеффа за его настойчивое желание покончить с собой, не дав ему поставить диагноз. «Просто дайте мне умереть», умоляет Джефф. «Нет», эмоционально отвечает ему Хауз, пока есть шанс излечиться. Должно быть, это настоящая дилемма для него. В серии «Официальное согласие», Вилсон советует Хаузу помочь Эзру Пауэлу умереть, напоминая, что он уже помогал таким образом своему пациенту в прошлом. Хауз возражает, что сделал это только потому, что пациент был неизлечим, «и мы сейчас даже близко не в такой ситуации», настаивает он.
Хауз никогда не рассматривал суицид, как возможный путь «куда-то, где лучше». Он просто не верит, что есть это «лучшее где-то», есть только здесь и сейчас. Не веря в жизнь после смерти или небеса, Хауз твердо верит, что жалкая жизнь лучше, чем никакая.
Против ли он суицида? Нет. Он способствовал этому, осознавая, что делает. (Для Гейба в серии «Сын коматозника» и Эзра в серии «Официальное согласие» - после неизлечимого диагноза, когда болезненная смерть стала неизбежной. Даже для себя, он, конечно, должен был хотя бы попробовать в серии «Крошечное весёлое Рождество») . Но, каким бы жалким он не был, когда, возможно, лучшим выходом для него было бы сдаться, упрямый Хауз сдерживал себя уже 3 раза с тех пор, как мы его знаем. («Три истории», «Без причины», «Сердце Вилсона»). Возможно, это часть его личности – никогда не позволять себе расслабиться и сдаться, но, по существу, Хауз твердо верит, что жалкое существование (по сути все жалкие) лучше, чем ничто после конца жизни. И пока есть надежда, суицид – это не то, чтобы он рекомендовал делать.
Возвратимся ко второму сезону. В нем было пару эпизодов, когда болеутоляющее перестали работать («Внешность обманчива» и «Кто твой папочка»). Между этими эпизодами, Хаузу все труднее и труднее ходить из-за сильнейших болей. Эффект плацебо, который вызвала инъекция физраствора в серии «Внешность обманчива», все таки пропал к завершению дела, и боли Хауза продолжили ухудшаться вплоть до конца сезона, когда его подстрелили. В этот период, он серьезно обдумывал свое будущее. Но, даже прибегнув к морфию и с унылым будущем, когда в конце второго сезона в него стреляет бывший пациент и Хауз лежит на полу, истекая кровью, он все равно выбирает жизнь, хотя смерть, в его случае, была бы таким простым решением. Вместо того, чтобы расслабиться, он возвращается в сознание, чтобы затребовать экспериментальное лечение. Несмотря на депрессию, дисфункцию ноги и пессимистичный взгляд на человечность, есть что-то в Хаузе такое, что каждый раз возвращает его к жизни. Чтобы это ни было – мужество или глубоко-спрятанный оптимизм – он не может отказаться от жизни. Хауз говорит Эппл – пациентке, которая перестала искать радость жизни - в серии «Не рак», когда та указывает ему на их похожесть: «Единственное отличие – я не сдался».
С другой стороны, у Хауза есть вполне определенная, саморазрушительная жилка, которая медленно, но верно ведет его к ранней смерти. Его привычка употреблять наркотики и алкоголь и то, что его не особо волнует проживет ли он долгую жизнь или умрет завтра, исследуются в течение всех пяти сезонов. Саморазрушение Хауза уже пару раз чуть не убило его. Вилсон, в частности, всегда был чувствителен к внешне-безразличному состоянию Хауза и всегда вовремя поднимал тревогу.
Что касается Джеффа, пациента недели в серии «Без боли», мужчина с молодой семьей, страдающий три года от хронических болей, не смотря на лечение наркотиками (как заметил Форман при осмотре дома, по сравнению с Джеффом, Хауз был просто святой, намекая на количество найденных наркотиков). После трех лет без диагноза и унылым будущем, Джефф просто хочет, «чтобы все закончилось», и пытается покончить жизнь самоубийством перед тем как жена привозит его в Принстон Плейсборо. В отделении скорой помощи его замечает Кэмерон и перенаправляет к Хаузу.
Хочет ли Кэмерон что-то доказать Хаузу? Сама она заявляет, что обратила его внимание на кого-то, кому еще хуже. Хотя она и признает, что Хауз маловероятно чему-то научится из этого «эксперимента». Возможно, Кэмерон надеется, что он найдет общий язык с родственной душой. Или, что этот случай заставит Хауза изменить свою жизнь на несколько лет (возможно, на несколько месяцев), Хотя, может ли он сделать еще что-то – спорный вопрос. Возможно, она пытается показать Хаузу, что его жизнь не менее саморазрушительна, чем жизнь Джеффа и, если ничего не изменится, то он кончит также.
В любом случае, Кэмерон знает, что, несмотря на внешнее безразличие, Хауз - глубоко мыслящий человек, и, возможно, она знает, что боль Джеффа – и то, куда она его привела – заставит Хауза сделать паузу. Как сказала мне Кейти Джейкобс в своем недавнем интервью, «Кэмерон беспокоится о нем» и о том, что с ним произойдет, если он не будет беречь себя. Я думаю, Кэмерон также знает, что, даже будучи диагностированным (и вылеченным), Джефф попробует снова. Кому лучше поддержать причину медицинской ошибки, как не непреклонному Хаузу.
Интересно сравнивать двух мужчин и то, как они справляются со своей болью. Джефф указывает Хаузу, что без семьи (я понятие не имею, как он об этом узнал, только если ему Кэмерон сказала) тому легче переносить хроническую боль; никаких ожиданий. Жизнь труднее для семейного Джеффа.
Вообще то, Джефф ошибся, потом что Хауз тратит огромные силы, делая то, что, по словам Джеффа, он не должен делать. Хауз хмурится, сердится, оскорбляет людей, все этого для того, чтобы держать их на достаточном расстоянии от себя, чтобы они не увидели как он страдает. Когда таблетки перестают работать, Джефф ничего не скрывает – даже от своего сына – свое поражения и то, что он хочет покончить жизнь самоубийством. Он не только пытается убить себя, но и не беспокоится, что тянет за собой и свою семью (я имею в виду эмоционально). Если бы Хауз в итоге решил, что достаточно намучился и выхода нет, я думаю, что все бы закончилась как в эпизоде «Крошечное веселое Рождество» (в одиночестве, тихое «прощай» матери, но никаких записок, никакой драмы). Всегда считала, что в этой серии, Хауз в одиноком отчаянии, перед лицом возможной утраты свободы и «единственного, что что-то значит для него», серьезно задумывает убить себя, приняв весь пузырек оксикодона и выпив много виски. Но на последних минутах он вызывает у себя рвоту, спасая себе жизнь, решив принять последствия.
В конечно счете, Хауза заставили ответить на вопрос: «Если бы это были вы? Захотели бы вы жить такой жизнью?» Это вопрос, на который Хауз не может честно ответить «да». Когда жена Джеффа просит его стабилизировать мужа и позволить сделать то, что ему необходимо, Хауз тихо отвечает «хорошо», едва ли будучи в состоянии посмотреть ей в глаза. Ясно, что Хауз продолжает обдумывать этот вопрос, когда на некоторое время соглашается дать ему добровольно умереть. С ухудшением своей боли, он, конечно, должен задуматься о справедливости язвительной речи Джеффа о том, какой будет жизнь, когда медикаменты перестанут действовать, когда «просто невыносимые» дни останутся в прошлом.
Удачи актерскому составу и Хью Лори на награждении Screen Actors Guild awards, Хью номинирован четвертый раз. (Выигрывал только единожды). Это первый раз, когда номирован, также, и весь актерский состав.
Я вдруг задумалась, а не было ли у Хауза еще одной причины для разрыва со Стейси и с родителями? Он сознательно "разогнал" близких ему людей, создав вокруг себя что-то вроде вакуума, когда понял, что до конца жизни будет жить со все нарастающей болью. И дело не только в том, что теряя сдержанность он может ранить близких людей своими поступками и словами. Мне кажется, он не хочет, чтобы они страдали, видя НАСКОЛЬКО ему больно. Сострадая, любящий человек начинает испытывать такую же, если не большую боль, как любимый. Особенно мать или такие женщины как Элисон и Лиза. Поэтому он не позволяет себе сблизиться с кем-либо, показать, насколько всепоглощающей является его боль. Он несет свой крест в одиночку. А его язвительность и сарказм скорее завеса, позволяющая завуалировать его терзания.
Очень хорошо, что она подняла эту тему, ведь именно боль выходит на первый план в этой серии. Кстати, я бы не сказала, что Хаус огрызается от боли, как раз нет - вспомните хотя бы эпизод с Кадди, когда он сорвался - мало никому не показалось. Возможно, вся серия в целом была призвана напомнить нам о той боли, которую он постоянно испытывает, и о которой можно было подзабыть, ведь она уже давно не всплывала. Нам просто напомнили об одной из составляющих его характера...
"Хауз хмурится, сердится, оскорбляет людей, все этого для того, чтобы держать их на достаточном расстоянии от себя, чтобы они не увидели как он страдает."
Хм...конечно, это лично мое мнение, НО! Разве в жизни каждого человека не бывало таких моментов, когда у него болел живот, или зубы, или еще что-то, когда эту боль мы выплескивали в раздражении на других людей, близких и любимых. Но это было проще, потому что мы знали - это прекратится. Когда-нибудь, непонятно как, но боли не будет, секунды не будут растягиваться до размеров вселенной, а в голове прояснится. А теперь на представим, что это не прекратится. Что эта боль - до конца жизни, тогда сразу станет ясно, ЧТО чувствует Хаус. И разумеется, он далеко не всегда сдерживается, но по сравнению с той болью, которую он испытывает, он еще сдерживает себя. Но не потому, что держит всех на расстоянии, а потому что боится их потерять, как когда-то потерял Стейси, позволив себе лишнего. И если Кадди и Уилсон как психологи хоть чего-то стоят, то они понимают, что так он открывается, он иначе не может. И чем больше он рычит, тем больше любит
А ведь и правда, на фоне общей невыразительности серии, боль Хауса выходит на передний план, доминируя над другими сюжетными линиями. Как правда и то, что в уравнении Мужчина+ Боль он пока(пока!) побеждает. В сравнении с Хаусом Джефф не дошёл даже до полуфинала и сдался, своим решением обрекая близких ему людей до конца жизни страдать от сомнений в правильности принятого решения-позволить любимому мужу и отцу совершить самоубийство. Большинство мировых религий считает это одним из тягчайших преступлений...
насчет того, что нет описания других линий, она же предупредила, что это своего рода эссе, а тема действительно сквозная, актуальная, Барнетт, конечно молодец, что взялась ее исследовать, но кажеться и сценаристы и она прошлись только по вершках, глубже или не захотели или не смогли копнуть, хотя пробные намеки были. В основном они отображались в действительно мастерской актерской игре Лори. А сценарий фильма довольно проходной - не хватило общего драматизма, немного все было шаблонно, ну если хотите конвеерно (игра Лори в не конкуренции, к нему претензий по определению, нет)
6. china_sity (china_sity) У Барбары, видимо, случилась депрессия во время просмотра 12 серии и о всех линиях она просто напросто забыла Не-а. Просто о других линиях ей писать не захотелось. Мне так кажется. И я ее понимаю
Да,статья интересная,но где же Хадди? А по-моему, Кадди здесь вообще ни при чем... Речь-то о боли, и местами наверное больше душевной, нежели физической, поскольку у Хауза и личность страдает от нее! Иногда она мешает жить, но он борется! Какой несгибаемый характер! Испытывать муки и не признаваться в этом тем, кому не все равно! Молодец ББ - статья просто на ура!
А может, она ощутила всю опасность наступающего Хьюли и решила из мести про Лизу ничего не писать? ну надеюсь, что ты права. а то грустно читать обзор где Хадди даже не проскальзывает
я ни капли не верю, что тут беспокойство. Скорее она продолжает реализовывать свою потребность в спасении "заблудших душ"
"Заблудших душ" вокруг и без Хауса достаточно. Тут именно беспокойство за человека, который ей не безразличен, а заобно и за пациента, которому если не поможет Хаус, то уже не поможет никто.
Интересно сравнивать двух мужчин и то, как они справляются со своей болью. Джефф указывает Хаузу, что без семьи (я понятие не имею, как он об этом узнал, только если ему Кэмерон сказала)
Врачу скорой помощи делать больше нечего, кроме как обсуждать с тяжёлыми больными других врачей. Джефф уже не первый, кто, глядя на Хауса, догадался, что Хаус одинок. У него это одиночество на лбу написано. Крупными буквами.
А я скорее рад, что она ни словом не обмолвилась о любовных линиях. Это одна из тех деталей, которые делают ее статьи необъективными и слащавыми, а как следствие - малоинтересными.
«Кэмерон беспокоится о нем» и о том, что с ним произойдет, если он не будет беречь себя
Это, конечно, слова одного из создателей сериала, но, честно говоря, я ни капли не верю, что тут беспокойство. Скорее она продолжает реализовывать свою потребность в спасении "заблудших душ".
Может, ее кто-то раскритиковал, что она ярая хаддистка, и она на время прикусила язычок, полностью отдавшись Хаусу и Лори? А может, она ощутила всю опасность наступающего Хьюли и решила из мести про Лизу ничего не писать?
И в самом деле, она же такая ярая Хаддистка, а тут не слова, ни про Кадди, ни про ребеночка... хмм А статья мне понравилась, очень хороший детальный разбор. =))
Данный проект является некоммерческим, поэтому авторы не несут никакой материальной выгоды.
Все используемые аудиовизуальные материалы, размещенные на сайте, являются собственностью их изготовителя (владельца прав) и охраняются Законом РФ "Об авторском праве и смежных правах", а также международными правовыми конвенциями. Эти материалы предназначены только для ознакомления - для прочих целей Вы должны купить лицензионную запись.
Если Вы оставляете у себя в каком-либо виде эти аудиовизуальные материалы, но не приобретаете соответствующую лицензионную запись - Вы нарушаете законы об Интеллектуальной собственности и Авторском праве, что может повлечь за собой преследование по соответствующим статьям существующего законодательства.