Александр Привалов, научный редактор журнала «Эксперт» В разговорах
об этом телесериале часто употребляют глагол «подсел». Пристрастие
к неотразимому хромому доктору, то ли цинику, то ли подвижнику,
и вправду передаётся от человека к человеку почти как приверженность
к наркотикам. У нас ‘House MD’ купил и транслирует один из дециметровых
каналов, но «подсевшие» смотрят его не там. «Хауса» нужно скачивать
из интернета и переписывать друг для друга на диски. Можно ещё купить
сомнительной легитимности копии на Горбушке. Почему это лучше, чем безо
всяких трудов и затрат в урочный час усаживаться перед зомбоящиком?
Ясно почему.
Серия идёт сорок три минуты — ну пусть, с рекламой, час. Часа
с Грегори Хаусом подсевшему будет категорически мало; что же ему, ломку
терпеть? Меньше чем на трёх сериях подряд, судя по моему опыту,
не остановишься; если боитесь не выспаться, лучше не начинайте вообще,
отложите до выходных дней. К тому же выводу приводит и более общее
соображение. Известно, что ближайший родственник кинематографа — отнюдь
не театр, как могло бы показаться, а проза. Тот мой коллега, что
подсадил меня на Хауса (а он по сериалам спец), утверждает: точно так
же ближайшим родственником телесериала — если это хороший сериал — следует считать не кино и даже не многосерийное кино, а роман. Книгу. А книгу всё-таки надо читать не строго по главке в день (в неделю), а тем темпом, что душа твоя подскажет.
Теперь видевшие сериал благоволят пропустить абзац-другой: я расскажу не видевшим, о чём, собственно, речь. Итак: университетская клиника в Принстоне, штат Нью-Джерси.
Во главе отделения диагностики стоит доктор Грегори Хаус, великий врач.
Несколько лет назад ему самому поздно диагностировали инфаркт мышцы
бедра; с тех пор у него хромота и непрестанные боли: он ходит с тростью
и как леденцы глотает таблетки болеутоляющего. (В одной из серий
подробно исследуется вопрос: наркоман ли доктор Хаус? Ответ
позитивный.) С пациентами разговаривать он не любит. Он вообще
мизантроп и не может двух фраз сказать, не влепив кому-нибудь колкость или грубость. Он никому и ничему не верит; его любимая фраза, почти девиз — ‘Everybody lies’,
то есть «Врут все». (Ход событий в каждой серии эту мрачную мысль
подтверждает.) И он скорее оторвёт сам себе здоровую ногу, чем
признается, что ему кто-либо, будь то коллега или
пациент, небезразличен. Все до единого — дрянь; не подходи — нахамлю.
А почему он круглые сутки бьётся над очередным больным? Да так: просто
интересно.
Так вот, в центре каждой серии — один пациент с непонятной
смертельной хворью; доктор Хаус и трое его молодых интернов выясняют,
чем страдалец болен, и спасают его. Полнейшая аналогия с детективными
сериалами: каждая серия — одно расследование. Хаус с ребятами, будто
зауряднейшие менты, выдвигают то одну версию, то другую, но всё
не туда. От каждого очередного снадобья больному всё хуже. У него
отказывают почки, печень, зрение, слух и всё, что может отказать,
— и лишь в самом конце гениальная догадка Хауса оказывается верной.
Почему это не так же нестерпимо нудно, как стандартные детективы? Прежде всего, конечно, из-за блистательной игры Хью Лори. Он был очень неплох когда-то
в роли светского оболтуса в английском сериале «Дживз и Вустер». Но то,
что он делает в роли Хауса, выше на порядок: если Вустера он играет,
допустим, на четырёх штампах, то Хауса — на сорока. В каждой серии есть
один-два вставных эпизода, где Хауса заставляют принимать
больных в амбулатории: «Я за полминуты диагностирую ребёнку простуду,
и еще полчаса должен объяснять мамаше, что это не менингит». Так как
эти эпизоды откровенно комичны, то в них и самый легковерный зритель
заметит то, что в крови и страданиях основного сюжета замечать
остережётся: что Лори — комик от Бога. Характер, написанный для него
сценаристами, достаточно хорош. Он не слишком оригинален — смесь двух
знаменитых комических героев, Дон Кихота с Ниро Вульфом, приправленная
диккенсовскими сварливыми добряками, — зато в нём есть что играть.
Однако с менее удачно найденным актёром он надоел бы к шестой серии;
а так их уже полста — и всё мало. Если верить поклонницам сериала,
сексапильность цинического доктора Хауса просто зашкаливает. Должно
быть, правда. Вечно небритый, в помятой одежде, тощий и быстрый,
страшно озабоченный, до отказа голубые глаза — куда уж сексапильнее.
Как мы принимали этого человека за бесполого дурня Вустера, уже
и не сообразишь.
Хорош и очень специфический жанр обсуждаемого сериала: сказка о том,
как всё на свете не страшно. Дураки есть везде — и на форумах, где
толкуют о Хаусе, не редкость прочесть, что вот-де какой медицины у нас никогда не будет… Но такой
медицины не будет нигде и никогда. Больной в «Хаусе» — скорее
не организм, а механизм, в котором открутилась некая гаечка. Понять,
какая именно, безумно трудно, но когда задача наконец решается,
то гаечка вновь закручивается до отказа — и всё в порядке. Хэппи-энды всех до единой серий не в том, что только что отдававшему концы больному стало лучше, а в том, что он исцелён.
Совсем. Правда, чтобы совсем уж не впасть в стилистику детских
утренников, самих исцелённых нам обычно не показывают. Но всё равно,
смотреть эти хэппи-энды куда приятнее, чем любоваться на какого-нибудь пойманного с великими трудами женоубийцу или фальшивомонетчика.
Нет, разумеется, привычный американцам уровень медицины, отражённый
в деталях этих добрых сказок с блистательно злыми диалогами, очень
способен вызвать зависть. Но, быть может, лучше было бы позавидовать
тому, что у постели каждого больного всегда сидят
близкие: родители, супруги, дети. Или тому, какое глубочайшее уважение
к истине и к праву каждого человека решать свою судьбу служит фоном
постоянных перебранок о том, кому, когда и какую часть текущего
диагноза следует рассказать (ведь хаусово «врут все» лишь потому
и звучит так звонко, что все персонажи верят в ценность правды).
А можно и вообще ничему не завидовать: сказка, и сказка.
Хью Лори получил за своего доктора уже два «Золотых глобуса», но как-то
не очень ликует: «Сложно сказать, доволен ли я этим сериалом вообще.
Я закрываю глаза, если его смотрят мои дети. Ненавижу смотреть на себя,
но еще хуже слышать мой американский акцент… Я и не думал, что звучу
как дебил, скучно и монотонно». Что ж — на всех не угодишь. Источник: http://www.expert.ru/columns/2008/03/17/raznoe/
|