11 февраля, 2008
Во-первых, о главном. Поздравления сценаристам и WGA (Writers Guild of America) за отстаивание своих прав и за заключение приемлемого (но не идеального) договора с конгломератами. Теперь Дэвид Шор и Кэти Джейкобс смогут возвратиться в свои офисы и шлифовать те сценарии, работа над которыми была прекращена в прошлом ноябре, когда Гильдия Сценаристов вышла бастовать. Гильдия дала разрешение участникам шоу (сценаристам, на которых также лежит производственная ответственность) вернуться на работу заранее. Так что, мистер Хью Лори, ноги в руки, и бегом в Хитроу - начинать отрабатывать визитную хаузовскую неряшливость (а то у вас был черезчур щегольский и учтивый вид на недавней церемонии BAFTA). А там прыгайте в первый же возможный самолет из Лондона в Лос-Анджелес. Согласно новостям, будет отснято еще 4-7 новых эпизодов Хауза, которые выйдут весной. Говорят, в последнем эпизоде перед забастовкой "Don't Ever Change" сериал несколько раз затронул религиозные темы за все три с половиной года его существования: эта тема еще была прямо заявлена в "Damned if You Do" в первом сезоне, и в "House vs. God" из второго сезона, и косвенно в нескольких других. Доктор Грегори Хауз (как всегда блистательный мистер Лори) сам себя считает атеистом. Но он не обычный атеист. У него есть право так думать; его знание философии, религиозных текстов и культуры очевидно широко и глубоко. И он продолжает исследовать (и опровергать) идею Бога и загробной жизни. Само по себе, это неудивительно из того, что мы знаем о герое, который прекрасно начитан, много путешествовал и который понимает многие языки, включая испанский, португальский, китайский, хинди, (даже немного) иддиш и (как мы узнаем в этом эпизоде) иврит. Желание Хауза понять существование Бога из-за нужды в нем - неотделимая часть его характера. С другой стороны, Хауз - публичная личность, и миру он представляет непримиримый фанатизм и презрение. И мне был очень интересен этот эпизод, так как он был сфокусирован не только на моей собственной религии, но на иудазиме хасидов, очень религиозной ветви иудаизма, которая незнакома даже большинству современных евреев. Дэвид Шор еврей. Хотя, как известно из того, что я прочитала, он практически не "соблюдает" еврейские религиозгные ритуалы, его братья-близнецы являются раввинами, компаньонами Аиш Ха Тора, чудесного киберпространства для изучения еврейства, которым в моей обычной работе учителя еврейской истории я пользовалась еще задолго до того, как влюбилась в Хауза и услышала о Дэвиде Шоре. Мой внутренний инстинкт подсказал мне, что Хауз будет обходиться с религией и культурой уважительно. И моя вера в Дэвида Шора была вознаграждена с избытком. Хоть Хауз был по обыкнонвению груб и презрителен, религиозные аспекты сценария были чуткими и уважительными. Мой самый любимый момент в этом эпизоде (а у меня много любимых моментов), когда муж бубнит традиционное благословение в пятницу вечером для своей жены из Книги притчей Соломоновых, "Эйшет Хаиль - Отважная Женщина". Молитвы мужа подготавливают начало шаббата, а в это время Хауз, задумчиво смотря в окно, объясняет текст Таубу - еврею, но нерелигиозному, который осматривает пациентку, новобрачную Роз Винер. Бывший музыкальный продюсер и героинистка, Роз стала "баалат тшува" - несоблюдающая обряды еврейка "вернулась" в традиционный иудаизм, в этом случае, хасидизм. Упав в обморок на своей свадьбе, она приходит в себя с кучей симптомов - и находится под наблюдением Хауза. Исповедуя идею, что любой человек, поменявший радикально свой образ жизни, делает это не по своей воле, Хауз думает, что изменения в ее жизни являются симптомом. Одна из "мантр" Хауза - люди не меняются; они не могут изменить свою истинную натуру. Тема "изменений" проскальзывает повсюду, даже в самом названии "Don't Ever Change", задавая вопрос: может ли кто-нибудь измениться к лучшему, переступив через себя? Может ли Уилсон изменить свои неудачные попытки отношений? Найдет ли Тауб связь с религиозной жизнью, которую он, кажется, ненавидит? Может ли Эмбер быть кем-то еще кроме "беспощадной стервы"? И что до пациентки, которая, казалось бы, нашла способ фундаментально поменять свою жизнь, свернуть с кривой дорожки к чему-то более верному? Но точка зрения Хауза состоит в том, что мы те, кто мы есть. И я на самом деле считаю, что он прав. Некоторые аспекты нашей личности и натуры всплывают наружу в различных ситуациях, но коренным образом изменить самого себя невозможно. Когда Хауз позволяет себе быть более сострадательным, показывая заботливую часть своей натуры, это не значит, что он другой или что он каким-то образом изменился. Все эти черты всегда были частью его натуры, выявленные обстоятельствами. Тема "изменений" изучена с еще большей глубиной в замечательной побочной линии, которая сосредотачивается на уникальных отношениях между Хаузом и его лучшим другом Уилсоном. Трижды разведенный Уилсон тяготеет только к нуждающимся в заботе женщинам (во всяком случае, это точка зрения Хауза). Под опекой Уилсона они становятся менее нуждающимися (как объяснял Хауз в "House vs God"). Уилсону становится скучно, он куда-то уходит, разводится, чувствует свою вину, кидается спасать очередную нуждающуюся женщину, и все повторяется. И, как мы узнаем в этом эпизоде, у Уилсона появляется новая девушка - Эмбер Волакис, известная также как Беспощадная Стерва, которую Хауз в конечном счете определяет как "нуждающуюся" версию самого себя. Все это нарушает интересы Хауза, причиняя ему беспокойство. Пока он думает, что пытается защитить Уилсона, мешая зарождающимся отношениям, Уилсон и Кадди понимают, что Хауз собственник и сам является нуждающимся в опеке, и страх потери заставляет его вмешиваться не в свои дела. Когда Хауз пытается решительно склонить Кадди присоединиться к нему в его "интервенции", Кадди убеждает Хауза, что ему нечего бояться. "Ты никогда не потеряешь своего друга: тебя он будет опекать еще долго," - бросает она. Ух! В эпизоде "Frozen" Кейт спрашивает Уилсона, почему тот, кто "хороший и ответственный" является лучшим другом блестящего, но не такого хорошего Хауза. Уилсон говорит, что, возможно, он видит в Хаузе кого-то другого, кроме подонка-человеконенавистника; Кейт намекает, что, возможно, Уилсон не такой "хороший", каким кажется, подразумевая, что здесь кроится какая-то другая причина. Есть ли что-то в их крепкой дружбе, в чем нуждается Уилсон? Уилсон, казалось бы, постоянно пытается изменить Хауза. Но когда Хауз действительно начинает вести себя лучше, постепенно делая нерешительные шаги назад к обществу, Уилсон все нарушает, подстрекая его или читая ему мораль. Это было в "Frozen"и в "Meaning" (первый эпизод третьего сезона). Если Хауз излечится в эмоциональном плане, то Уилсон столкнется с дилеммой, которая у него была с экс-женами - Хауз перестанет "в нем нуждаться". Кадди соглашается с Хаузом, что Эмбер - не самый лучший выбор для Уилсона. Взяв хаузовский тон, Кадди говорит Уилсону, что после Эмбер от него ничего не останется, кроме "линии мела на полу". Еще одно ух! Не веря в то, что Эмбер по-настоящему заинтересована в Уилсоне, Хауз пытается раскрыть ее план. Но есть ли у нее таковой? Эмбер в итоге признается Хаузу, что всю сврю жизнь ей приходилось жертвовать любовью ради уважения. С Уилсоном впервые в жизни у нее есть и то, и другое. Никаких скрытых мотивов. Она не вымогает Хауза взять ее на работу; она не мстит. Это признание должно резонировать с Хаузом, который к этому времени отступает, дав возможность новым отношениям Уилсона расцвести полныи цветом без его вмешательства. (Да, я знаю, что, вполне возможно, его уступка - это только временная уловка). Эмбер еще не "поменяла свои вредные привычки", чтобы показать свои уязвимые места, которые теперь попали под заботу Уилсона. И, я думаю, Хауз это знает. Удивленный Уилсон интересуется, не пытается ли Хауз сам измениться, принимая его новые отношения. Хауз это отрицает, настаивая на том, что люди не меняются - даже если они хотят измениться. Невозможно изменить свою натуру. Какая же у Хауза истинная натура? Является ли он по своей сущности нетерпимым, циничным мизантропом? Или это поддельная личность, личность, которую он умело создал из себя, пытаясь убежать от своей собственной человеческой природы? Как Уилсон заявил в конце первого сезона в эпизоде "Detox" - Хауз изменился. Очень сильно, и больше, чем просто из-за возраста или обстоятельств. Я верю, что на самом деле Хауз - романтик, идеалист (хоть и разочарованный). Он это в себе презирает; он отстраняет от себя людей: друзей, потенциальных любовниц; пациентов. Он сделает все, чтобы избавить себя от эмоционального общения. И он делает большие усилия, чтобы с этим бороться: уединяясь в страдании; принимая наркотики, отталкивая людей, которые могли бы его полюбить или обнять. Его неспособность полностью преодолеть свою лучшую натуру - измениться - делает его несчастным. Он хочет не волноваться, он хочет не чувствовать. Мое (отнюдь не скромное) мнение, что Хауз позволит Уилсону быть с Эмбер, потому что он уверен, что, возможно, Эмбер сможет дать Уилсону то, в чем он нуждается: женскую версию его самого.
Перевод: miss_heavy
|