Татьяна Неймаш, для «Телекритики», 10.12.2007 Эта
статья – о 48-летнем инвалиде, в которого влюблены десятки миллионов
земных женщин. Интригует? Мужчины, расслабьтесь – он всего лишь
телевизионный персонаж. Женщины, улыбнитесь – мы-то с вами знаем, что
это ничего не меняет. Фильмопроизводители и телезрители всех полов,
оставайтесь с нами. Сегодня мы поговорим о секрете успеха сериала,
который три года держится в десятке американского прайма. Доктор
Хаус (House M.D.) – комедийный медицинский детектив. Каждая серия
начинается эпизодом из жизни какого-то человека, который занимается
своими делами, как вдруг ему неожиданно и серьезно «плохеет». После
титров пациент очнется в госпитале с необычными и противоречивыми
симптомами, и им займется троица диагностов – заботливая и ранимая
красавица доктор Кэмерон, серьезный, с темной кожей и прошлым доктор
Форман и смазливый слабохарактерный эгоист доктор Чейз. Столь
разнохарактерных коллег объединяет профессионализм и способность
работать под начальством циничного инфантильного социопата, инвалида,
убежденного наркомана и медицинского гения доктора Грегори Хауса.
Используя методы Сократа, дедукции и дифференциального
диагностирования, он со своей командой в большинстве случаев спасает
пациента. Доктор Хаус, главный секрет «Доктора Хауса»
Доктор
Росс из «Скорой помощи» по сравнению с доктором Хаусом – мать Тереза.
Хаус сидит на викодине и никогда не отказывается от возможности
попробовать другие наркотики, он пьет в одиночестве, качает на работе
порнуху, пользуется услугами проституток и ничего из этого не скрывает.
Он называет пациентов идиотами, а коллег – слугами, постоянно крадет
еду у лучшего друга, использует тело коматозника в качестве обеденного
стола, распоряжается взламывать дома и раскапывать могилы. Он мизантроп
и лентяй, никогда не придерживается норм профессиональной этики и
игнорирует распоряжения сколь угодно важных персон. Все это ему
прощается за три вещи: уникальный ум, чувство юмора и нацеленность на
результат – спасение жизни пациента любыми средствами. Хаус –
сериальный герой нового типа. Если раньше главный персонаж всегда был
положительным с точки зрения конвенциональной морали и обладал числом
недостатков не большим, чем у обычного человека, то тут все не так.
Впервые главным (и обожаемым) героем стал человек, которого, встретив в
жизни, большинство людей сочли бы плохим. Впрочем, многие говорят, что
Хаус слишком колоритен для того, чтобы быть реальным. Это кажется
небезосновательным. На самом деле Хаус – это два с половиной человека.
1 Жил-был
в Торонто 90-х преуспевающий молодой адвокат с упрямым характером,
который увлекался кино. В 31 год он пришел к выводу, что корпоративное
право – это скучно, влюбился в женщину, которая жила в Лос-Анджелесе,
и, к вящему ужасу коллег, бросил юриспруденцию и переехал в Голливуд. К
45-ти Дэвид Шор уже входил в число самых влиятельных сценаристов и
продюсеров американской телеиндустрии (на женщине он женился намного
раньше). В благодарственной речи на вручении «Эмми» за сценарий Хауса
он сказал: «Спасибо всем людям, которые постоянно делали мою жизнь
несчастной и превратили меня в злобного циника. Без них персонаж бы не
получился».
2 Хью
Лори попал на прослушивание практически случайно, параллельно снимаясь
в фильме неподалеку, и считал, что претендует на второстепенную роль.
Он сразу же удостоился восхищенного отзыва Шора: «Послушайте, как говорит! Вот настоящий американский актер!».
Все хорошо, только Хью всю жизнь прожил в Великобритании. Точно не
известно, перфекционизм ли, заставивший репетировать акцент ради
маловероятной роли, или сама игра (все-таки Лори очень хороший актер –
посмотрите фильм «Все возможно, детка» или шедший в 90-х по РТР сериал
«Дживс и Вустер») привлекли создателя, но только Дэвид Шор сразу понял,
что Лори – это Хаус, и ни разу о своем решении не пожалел. Хью
не такой злобный, но имеет и много общего со своим персонажем. Он
играет на гитаре и пианино, поет, увлекается мотоциклами, написал
юмористический триллер. По отзывам коллег, у него такой же блестящий ум
и эрудиция, «он, кажется, прочел все книжки в мире, слушал всю музыку, побывал во всех странах и знает все языки». В жизни Хью борется с клинической депрессией – что тоже является двигателем самосовершенствования.
2,5 Третьей
частью персонажа Хауса является другой персонаж – всем известный Шерлок
Холмс. От него пошла фамилия (Holmes – Homes – House), он музицирует и
нюхает кокаин, когда скучно (равно как Хаус увеличивает дозу викодина,
когда заканчивает лечение очередного пациента). От Шерлока доктор взял
свою великолепную наблюдательность, рационализм и умение делать большие
и правильные выводы из мелких и незаметных всем остальным деталей.
Человека, стрелявшего в Хауса, оттитровали «Мориарти». Почему этот формат Медицинские
сериалы вечны. Детективные сериалы тоже. В поисках новых жанров их
успешно удалось скрестить создателям CSI (Criminal Scene
Investigation) – там все основано на том, что группа экспертов
обследует место преступления и по прямым следам раскрывается дело. Шор
изначально хотел сделать свой сериал более похожим на этот
суперуспешный формат, потому Хаус и заставляет свою команду обследовать
дома пациентов. Более ранний аналог по качеству юмора – шедший в СНГ
под названием «Чертова служба в госпитале МЭШ» сериал о хирургах
полевого госпиталя во время корейской войны, снятый по фильму Олтмена и
выдержавший на экране 11 сезонов. Доктор –
это сексуально. Спросите Джорджа Клуни, который после «Скорой помощи»
поселился в десятке Sexiest Men Alive журнала People, кажется, навеки.
С точки зрения психологии, пациент видит во враче персонифицированного
бога. Бог Хауса хромает, глотает таблетки и обидно обзывается, но при
этом имеет главное качество хорошего бога – гарантированно спасает.
Спасать получается, потому что гений. Гений – это тоже сексуально, если
не ему не 80 лет и он не пускает слюни на кафедру. Хаус не пускает, к
тому же он ездит на крутом мотоцикле и вечно находится в центре
внимания женского пола в соответствии с принципом «чем меньше женщину
мы любим, тем больше нравимся мы ей». Врачебные
сериалы недороги в производстве – наверное, это лучшее, с чего можно
начинать, имея хороший сценарий и удачно подобрав актеров. Затраты
создателей на первый сезон явно были минимальны: одна трехминутная
натурная или павильонная сцена заболевания пациента вначале – и
остальные 40 минут больницы, плюс пара перебивочных планов здания с
воздуха. Почему это смешно Потому,
что это умно. Юмор бывает двух видов – «поскользнулся на банановой
кожуре, а пока падал, ему еще в лицо тортом залепили» и второй. Шутки у
Хауса часто злые, нарочито неполиткорректные, всегда бьющие в слабое
место, порой на грани человеческой морали, но никогда – тупые. Хотя с
талантом комедийного актера (посмотрите «Шоу Фрая и Лори») он вытянул
бы и пятнадцатый сезон «Нашей Раши». Почему это не смешно Потому,
что Хаусом быть не так круто, как кажется зрителю на первый взгляд.
Помимо ситуативных хохм на тему лживости и глупости большинства людей,
сериал предлагает и более интересные психологические вещи. Чем больше
талант и результаты его приложения, тем больше самоуверенность, тем
меньше желания слушать людей, потому что у них для тебя все меньше
чего-то, достойного внимания, а многия знания – многия печали. Хаус не
может ужиться ни с кем и потерял единственную женщину, с которой было
интересно и которую он любил, как ни парадоксально, из гуманизма. Чем
острее ум – тем больше шансов, что без приложения он обратится против
обладателя. Поэтому обвинения в том, что Хаус использует пациентов как
средство для удовлетворения собственного любопытства – правда. Потому
же он знает языки, историю, географию, потому смотрит сериалы, играет в
видеоигры, бросает мячик и разговаривает сплошными афоризмами, все это
методы борьбы с постоянной спутницей – скукой. Почему это смотрят Кроме
всего вышеназванного (потому что смешно, умно, интригует и актеры
симпатичные), есть такой термин – «аддиктивность». Несколько лет назад
по «Интеру» шел сериал «Кармелита». Одна моя знакомая, молодой
специалист с высшим образованием, которая сериалами никогда не
увлекалась, комментировала его так: «И понимаю, что дрянь какая-то,
все белыми нитками шито, игры никакой, сценарий безумный – и все равно
смотрю, оторваться не могу!». Загадочный неизмеряемый компонент
аддиктивности – единственное, к счастью, что роднит «Доктора Хауса» с
«Кармелитой». Пользователи пиринговых сетей, из которых обычно
добываются новые эпизоды, устраивают массовые истерики на форумах, если
релиз задерживается.
Оригинал статьи http://www.telekritika.ua/media-rinok/media-svit/telebachennya/print/35421
|