Я не знаю чем он тебе "не пришелся", но из отзывов недовольных можно было понять только то, что все они обманулись в своих ожиданиях.. Я посмотрела, чем сейчас народ дружно восторгается – ну так почти всё это такое: плоское, но с рюшечками и претензией. И чтобы поостервенелее, еще любят. Вон, от Bastard Executioner только что слюни от восторга не пускают - как же, там насилуют и режут беременных, мимими...
Таки не устану повторять, Игры Престолов - в большом долгу. Хотя они - только симптом, конечно. Понятно, что я мало что смотрю из «высокого» и «продвинутого», но то, что все-таки гляжу, только подтверждает моё невысокое мнение. Ну и «обманутые ожидания», как же без них: я хочу так, сделайте так, почему не сделали, плохие, накажите их! Достало это всемирно победившее имхо, что каждый бряк требует к себе уважения. :D
Что-то мешает мне с безусловностью отнести это дело под графу Безусловный Ужастик с Хорошими Актерами и спокойно заняться дальнейшими делами. ;)
Возможно, сами эти самые актеры. Жесткая, любезно-жестяная, с неподвижным взглядом и глубоко в нем запрятанной недоброй иронией, Джессика, которая, оказывается, умеет орать так, что все монстры всех жанров и времен, от Смауга до золушкиных мачех - игры в песочнице и ненатуральные елочные игрушки по сравнению: утробно, отчаянно, исступленно и смертоносно. Горман: источающий надежность, добро и обаяние - и несущий в себе сосредоточенную целенаправленность стенобитного орудия - цельнолитой Чарли Хэннам в роли того самого Старого Друга, глядя на которого, начинаешь верить даже в диккенсовских положительных героев. Как-то вот объединяющий простодушие с наблюдательностью. Миа, каким-то образом легко и непринужденно сводящая в один образ ипостась трогательно-уязвимой блондинистой дамсели, абсолютно беззащитной и почти вызывающе-счастливой в своей любви, яснолицей авторессы с врожденной уверенностью в гармонии мира и собственном праве на счастье (и даже, блин, самореализацию) - и остроглазой, деловитой, ловкорукой сыщицы, которой неймется вопреки, невзирая... С вытянутым от внимания носом и манерой забывать опасность за сосредоточенностью, но умением успевать о ней вовремя вспомнить. С переходом из отчаяния в сдержанную готовность... И к этому еще - уверенная в себе Афродита в сами-знаете-каких сценах. Ну и Том, как же без него-то. С этой ускользающей не то улыбкой, не то гримасой, с полупрозрачным неотрывным взглядом, с внутренней мучительной зажатостью и нервным денайлом, с загнанным видом охотника (бывает и такое, да), с удивленной, непонимающей улыбкой совершенно не привыкшего всерьез улыбаться человека и графической, одновременно резкой и текучей пластикой. Тоже одновременно все противоположные стороны своего персонажа, требуемые сюжетом с его мелодраматическими поворотами, сводящий в одно, как нефиг делать. О, да. Актеры могут многое. Когда могут.
Но опыт говорит нам, что для этого все же, как правило, нужны условия. В смысле, чтобы эти мастера культуры нам показали то, что могут. И вот видите ли, дамы и товарищи, такие условия в этом кино, на самом деле, есть. "Вопрекизма" в игре не чувствуется, и поработать дают всем.
В трейлере навалили столько всякой жути, что это уже почти смешно. Так вот, в этом трейлер фильм не отражает ни разу, и это - подозреваю - еще одна причина громких жалоб недовольных. Настоящему любителю ужастиков здесь, пожалуй, и правда недодали аттракционов, слишком много между ними всего происходит, просто какой-то скандал: фильм вроде как ужасов, а удовольствие получить может и самый что ни на есть дилетант-нормальняк.
Герои успевают общаться, что-то такое там мастерить, что-то вокруг себя замечать, кататься в каретах, чертить чертежи и удивляться современным достижениям типа "фото". С отличным, почти забытым теперь, балансом, авторы успевают, не хуже актеров, в одном и том же хронометраже уместить роковые тайны Багрового Пика и самопальное следствие, ведущееся по его делу (не теряя зловещести при этом, но и не доводя ее до фетишизма). Улики всплывают, диалоги разворачиваются, и даже в это все еще как-то встраиваются моменты семейного счастья в абсолютно не располагающей к этому обстановке. Тут в гораздо более конвенциональных, нежанровых историях персонажи порой не успевают ничего, кроме как страдать без перерыва, а здесь, изволите ли видеть, как-то живут, даже несмотря на жанр. (При том, что тот буйствует вовсю, от громовых ударов в дверь в стиле бетховенской сонаты до кровавых подробностей в полном смысле этого слова, в широкоэкранном масштабе *смотрела в Аймаксе, не пожалела*. Да, при всем при том при этом - все равно живут. Находят, заразы, время.
Вот же эксплуататоры привилегированные. Кстати, на эту тему в фильме тоже пошутили).
До такой, то есть, степени живут, а местами и развиваются (та же героиня, тот же Том), и так не-чисто-функционально даже злодействуют, что, возможно, кое-кто из публики даже латентно начинает от всего этого ожидать больше, чем просто от стилизованного готического романа. И потом, не найдя, обижается. Типа, нам обещали (хотя открытым текстом обещали совсем не это).
А вот кто виноват в том, что не находят... этого-то я для себя до сих пор и не определила. Может быть, и в самом деле у дель Торо получилось лучше, глубже, потенциальнее, чем он сам собирался, и в результате фильм как бы "недоснят", чего-то не произошло из вырисовавшихся на экране исходников. А может быть, как раз произошло, но это так глубоко и неявственно во все это встроено, что просто с первого раза (и отвлеченный той самой традиционностью и вроде как завершенностью сюжета) оный зритель, "включая и меня" (с) просто с первого раза не врубается. Может быть, там в этой истории еще одна прячется, так же внезапно-насмешливо и почти дружелюбно улыбаясь - как манекенная голова на рабочем столике героя Тома, во время его диалога с Мией, в смысле, Эдит... И, может быть, надо бы повнимательнее все это дело осмыслить и в воспринималке уложить... а нету мотиватора, ибо - готический ужастик же! И все сюжетно завершено же! О чем еще думать там? Диссонансит когнитив-то. :)
А может быть-2, многим из нас просто хочется, чтобы из этого сделали что-то подлиннее. Может, нам с персонажами уже расставаться не хочется, после этого всего. (Хотя как тут продолжать - убейте, не имею понятия. И оно-таки, еще раз повторю, очень завершенное, хоть и местами, см. выше, эскизно рассказано. Но так наши желания часто нерациональны. И мы обижаемся. И гвоздим недодавшую нам картину бездарной, аляповатой, китчевой, примитивной и устарелой).
И это - скорее всего, первая из причин, по которым нынешний перекормленный постмодерновый зритель воротит и задирает свой породистый опытный нос на это дело.
Гильермо дель Торо, затеяв готический ужастик, не лезет из кожи вон (в отличие от некоторых персонажей, гы
), чтобы еще как-то извернуться и надурить начитанных, насмотренных и вообще жутко продвинутых современников, найдя для них этакое нечто внезапное даже-теперь, по принципу Моффата. (Правда, в отличие от последнего, зато и отвечает за базар, и все свои непритязательные ружья разряжает через дуло, а не в обратную сторону, весь этот местами весьма традиционный кошмарик и не столь уж подвыподвернутые загадки раскрывает без этих вот "ну, придумайте что-нибудь сами, вы же у меня умницы"... что, кстати, как по мне - в безусловный плюс фильму, - данное раскрытие не разжевывается на тыщщщу задумчивых сцен, не размазывается в психологических монологах и - спасибо, Гильермо, век не забуду, без шуток - не топится в уныло-фрейдистски-замедленных флэшбэках. Тут обходятся краткими фразами, парой фотографий, желтой газеткой и старым фонографом. Такое "показывай, а не рассказывай" - да еще там, где просто провоцирует на рассказ сам сюжет - нечасто встречается, между прочим).
Короче говоря, оставьте надежду на стимпанк (немножко есть, но очень... антуражный, и что эта атрибутика конкретно делает, почти не имеет значения) и прочие утомленные игры разума, все, туда входящие. Все было, не поленюсь повторить, традиционно до вот прямо аж писка. Декоративно даже. Красиво, эффектно, я бы сказала, изящно-депрессивно ветшающий замок, сквозь прорехи в крыше коего нежно и светло, искрами от просвечивающего солнца, планируют на пол снежинки. Жить в этом доме на самом деле невозможно, если ты не оглашенный ролевик ;-), потому что никакой камин (столь эффектно горящий), это дело не согреет, ходить по этим полам - собьешь ноги и стены чуть что не ржавые, так что все признаки уюта выглядят там чужеродно и неуместно, - однако, как он скрипит! Сколько там оттенков серого и черного! Как грохочет железо и какие запутанные коридоры и во сколько сторон сразу ведут лестницы, ахЪ!
Бабочки, бабочки, бабочки, мехом обсаживающие стены в темноте, игрушками кружащиеся вокруг лампы и красиво-декадентски умирающие в траве (и тут же нам - сцена мини-ужасов из жизни насекомых, на фоне невыносимой красоты, да). Вполне себе аутентичные костюмы, галстуки и бакенбарды смотрятся почти карнавально - ну декорация же рождественски-игрушечная. Сквозь волосы героини, ниспадающие при каждой возможности просветить их волны солнечным лучом, просматриваются стрельчатые окна и тома Шелли (как Перси Биши, так и Мэри его), Бронте и Стокера. ;-) Ну и история такая - байронический баронет, его бронтически-шеллическая сестрица, протестантская этика против изысканного аристократизма, наивная проницательность положительных героев, экзотическая эксцентрика Гениального Сыщика (о майгадабл (с), как пронзительно-эффектно-сюрен Бен Горман в своих полутора кадрах, какая мультяшная подчеркнутость черт, какая настойчиво-пронзительная важность Знатока и тщательная обставленность сообщений, какой важно-таинственный вид, товарищ Ищейка, я ваша навеки...
...это ж прямо такой густой Уилки Коллинз и г-жа Анна Рэдклифф в одном флаконе, это что-то! Я млела. ;-))) Вот прямо концентрированная английская эксцентрика с многозначительно поднятым пальцем: "Внимание! Не Все Так Просто!" Берн Горман был таким приятным сюрпризом, это что-то ©!
Пока смотрела, подумала, что в этой простой истории по сюжету наверное есть какая-то многослойность, которая чувствуется, но не считывается. Скелеты в шкафах - пачками. Жутики с предвещаниями и знамениями - аж до трогательности пугачие, из серии "в черном-черном сундуке пряталась красная-красная рука". И даже собачка - свидетель черт знает чего - строго соблюдает дисциплину рассказа: когда надо - лает и бегает, а не требует этого сюжет - смирно сидит и ждет, пока потребует.
*Ну и да, героиня, конечно, обязана быть уникумом в отношении, как минимум, основного мужского персонажа. Справедливости ради, определенные основания тут имеются, и при этом супервумен из нее не делают. А в конце концов из этого еще и определенный черный юмор извлекают, как по мне, хотя, может, это я такая испорченная*.
..Тут не только Коллинз и Рэдклифф.
Стивенсон с его "Окаянной Дженет" и вообще всеми его фольклорными шотландскими и не шотландскими ("Олалла" - с блевотворным мотивом длительного инбридинга и вырождения испанских грандов) ужастиками - жаль, мало он их успел написать, болезнь и ранняя смерть помешали.
Лавкрафт - опять же мотив наследственного вырождения у него частый. И вот то мёртвое дерево на холме рядом с замком тоже недвусмысленно намекает на, внезапно, рассказ "Дерево на холме".
Джозеф Шеридан ле Фаню с его фольклорными историями о привидениях и злых фейри. Особенно его рассказ "Лора-колокольчик". Там тоже героиня выскочила замуж за "графа" с хорошо подвешенным языком, оказавшегося фейри-нищебродом.
Эдгар По - ну, тут трудно не заметить влияние "Падения дома Ашеров", хотя замок и не раскололся под конец вдребезги-пополам, как я ожидала.
Жан Рэй - дымные призраки в замке похожи на описанных им стрейгов. Только, в отличие от стрейгов, не вредят людям, а главной героине-духовидице даже помогают, хотя и пугают поначалу до одури.
Ну и по кино - в сценах убийств явное, недвусмысленное признание в любви кровожадному дону Дарио. Убийство отца Эдит фактически заимствовано из "Profondo Rosso", а образ Ужасного Убийцы В Чорных Перчатках вообще сквозной для всего жанра джалло. Собственно, сам сюжет фильма - это хоть и не джалло в чистом виде, но от джалло в нём много. "Оперная" преувеличенность и несдержанность - тоже от джалло, и вообще от "латинской" школы хоррора.
Далее, сама героиня с её паранормальными способностями, которых она поначалу боится - отсылка опять-таки к Дарио Ардженто и его фильму "Phenomena". Там героиня тоже маленькая Баба-Яга, пусть поначалу и не знает об этом. И так же, как и в "Phenomena", все происходящие с героиней зверства фактически являются её магической инициацией. В самом конце она обретает способность вызывать призраков, а не только видеть их - и делать видимыми другим.
В общем - щедро сеньор дель Торо черпанул. Отовсюду. И замесил на славу. Отличный коктейль получился. Вот бы кому Жана Рэя экранизировать... эх! Но едва ли дождусь. С Лавкрафтом вон у него не вышло, зарубили проект. Ну разве только что снимать принципиально НЕ в Голливуде, а где-нибудь в Испании.