Попытка распутать гордиев узел философии лидерства и методологии обучения доктора Хауса представляется совершенно безрассудной, однако, вот несколько моментов, которые смогут (или не смогут) пролить на них немного света.
В одной из моих любимых сцен в «Хаусе» два его ученика как обычно пытаются угнаться за Учителем. Один горько жалуется, что то, через что они проходят, всего лишь очередная игра из длинной череды игр разума, Бог знает для чего спланированных Хаусом. «Все в сценарии, - говорит он, - и каждый из нас должен играть свою роль. А я отказываюсь играть по его правилам». «Это то, на что и рассчитывает Хаус, - отвечает коллега. - Твоя роль в его сценарии – парень, отказывающийся играть по его правилам».
Каждую неделю ученики обвиняют Хауса в эгоизме, садизме, называют бесчувственным, манипулятором, невыносимым и ходячей массой других преступлений и правонарушений. И тем не менее, каждому из них со временем приходится признать, что этот опыт делает их лучшими врачами и лучшими людьми.
Каковыми бы ни были его собственные демоны, в итоге Хаус создает идеальную среду обучения, или правильнее сказать, среду забывания прежних навыков, развивая творчество и личностный рост. Невзирая на его своеобразную репутацию, потенциальные ученики чувствуют эту возможность, и поэтому у него всегда по двадцать кандидатов на каждую вакансию. Попытка распутать гордиев узел философии лидерства и методологии обучения доктора Хауса представляется совершенно безрассудной, однако, вот несколько моментов, которые смогут (или не смогут) пролить на них немного света.
1. Неопределенность. Великие учителя, как и специалисты в области экспериментальной психологи, полагаются на неопределенность. Если ученику заранее известна цель эксперимента, результат будет искажен. Чтобы открыть людям новые способы мышления, нужно лишить их равновесия и озадачить, и это именно то, что удается делать Хаусу со своими учениками и, что немаловажно для сериала, со зрителями тоже.
2. Ученик должен учиться мыслить самостоятельно. Хаус старается клонировать свой диагностический гений, а не производить опирающихся на него талантливых помощников. А это значит, что ему нужно в равной степени и притягивать, и вызывать неприязнь. Хаус постоянно держит учеников в напряжении: постоянно притягивает их одной рукой и отталкивает другой. Всякий раз, когда они пытаются опереться на него, он подставляет трость и заставляет их грохнуться на пол. Тем не менее, в арсенале его безумств предостаточно методов, чтобы постоянно вызывать в учениках восторг. Именно это его притяжение-отталкивание и учит их твердо стоять на обеих ногах, а еще лучше сказать, заставляет их постоянно стоять на носочках.
3. Правила придуманы для того, чтобы их нарушать. Секрет успеха диагностики Хауса состоит в его интуитивном знании, когда и как нарушать правила. Нет правила для нарушения правил, поэтому его ученики должны научиться просто чувствовать это. Хаотичная атмосфера обучения Хауса направлена на то, чтобы помочь ученикам приобрести этот важнейший инстинкт.
4. Гений – это 10% вдохновения и 90% усердия. Однажды Эйнштейн превосходно сказал: «Я не умнее всех остальных, я любопытнее». В каждой серии успех Хауса в конечном итоге зависит от его решимости, несмотря на множество неудач. Многие из его самых несносных интриг – всего лишь испытания, призванные научить решимости перед возникающими преградами. Опять же, он не может сказать ученикам, что эти испытания – всего лишь испытания, да и не могут они ВСЕ быть испытаниями, иначе все это потеряет смысл. Как сказал Фрейд, иногда сигара – это просто сигара, и с успехом учить некоторым хаусовским безумствам – само по себе безумство. Так же, как исполненный благих намерений психолог-экспериментатор вынужден держать объект исследований в неведении, Хаус должен маскировать свои истинные намерения, чтобы добиться надежного результата.
5. Теория разума. Настоящий гений Хауса состоит в его способности понимать людей и вытаскивать на свет божий их скрытые мотивы и тайные планы. Он – проницательный наблюдатель за человеческой природой, что позволяет ему идти на два шага впереди своих учеников и проникать в умы пациентов. Много раз Хаус спасал пациента, заставив его признать психологическую проблему, которая либо делала его больным, либо не позволяла излечиться. Осознают они это или нет, но заставляя учеников играть в свои игры разума, Хаус прививает им это бесценное умение.
6. Личное ЕСТЬ профессиональное. Для большинства из нас профессиональная и личная жизни – вещи совершенно разные. Но для Хауса это одно и то же. Одной из учениц нужно понять, что ее похвальное сострадание пациенту мешает трезвому суждению, а другому - что проблемы с братом подавляют его. Хаус – зеркало, и несмотря на порой вызываемые его поведением боль и гнев, в конечном счете, это чрезвычайно важно для профессионального развития его учеников. Мы не сможем избавиться от ограничивающих нас эмоционального багажа и предвзятости, если будем считать, что учителю в нашу личную жизнь «вход воспрещен».
7. Путешествие в неизвестное. Для диагностических дилемм, с которыми приходится сталкиваться Хаусу, нет ответов в конце книжки. Его успех в ситуациях «жизнь или смерть» зависит от креативности и готовности пробовать новое. Несмотря на сильное желание попасть в команду Хауса, его ученики, как и многие из нас, хотят предсказуемости, справедливости и предопределенных исходов. Хаус должен показать им (но не сказать), что самые важные вещи в жизни работают не так, отражая неизвестное посредством собственной непредсказуемости. Как говорил мой мастер дзен: «Да, я последовательно непоследователен последовательным образом». Если мы запрем лучших учителей в маленькой коробочке «справедливости», то бросим все и уйдем в бешенстве задолго до того, как научимся хоть чему-то мало-мальски стоящему.
8. Правда ради правды. Мы живем в дивном новом мире относительности, где все подвергается сомнению. Хаус живет в мире фактов и правды. Он требует от своих учеников скрупулезных рассуждений, которые заставляют их смотреть фактам в лицо, какими бы неприятными или унизительными они ни были.
9. Только лучшее. Хаус невероятно требователен, что, вероятно, вдобавок ко всему остальному, создает ему репутацию бесчувственного и несправедливого человека. Однако, это та самая черта, которая вынуждает его учеников справляться с неожиданными препятствиями. Когда я был маленьким, то жаловался отцу, что школьный тренер по футболу постоянно меня критикует. «Оги, - сказал отец, - это значит, что ему не все равно. Волноваться надо, когда он перестанет тебя критиковать».
10. Жить своей жизнью. Хаус не прячется в башне из слоновой кости или за преподавательской кафедрой. Он учит, работая, ведя за собой, и участвует в решении проблем, которые ставит перед командой. Он идет с ними рядом, и они знают о постыдных деталях его личной жизни. Он пожинает свои же плоды, идет по канату без страховки, и это заставляет его учеников и зрителей постоянно возвращаться за новой порцией. Можно оценивать его как угодно, но он чертовски хорош, и именно поэтому, невзирая на его значительные недостатки, нас не удивляет, что Кэмерон или Кадди влюбились в него.
* * *
Хаус – еще один учитель в длинной череде учителей из фильмов, на удовольствие от которых мы потратили миллиарды. Будь это Йода из «Звездных войн», или Морфеус из «Матрицы», или героиня Мерил Стрип из «Дьявол носит «Прада», герой неизменно имеет дело с непредсказуемым, приводящим в ярость учителем, который скрывает свои истинные намерения и отказывается «играть честно» или «по правилам». Но, как и ученики Хауса, герой только лишь спустя время ценит то, чему научился ценой всей этой искусственной травмы. Точно так же американская армия последовательно штампует выдающихся лидеров, погружая их в хаотичные и непредсказуемые ситуации, где единственным правилом является «ожидай неожиданное».
К сожалению, наше восхищение вымышленными или военными героями не переносится в реальную жизнь. Мы толпами ходим смотреть фильмы о кровавом неповиновении, но хотим учиться лидерству формально, в безопасных и стерильных классах или по учебнику. Мы живем в мире, где никто не должен чувствовать себя «некомфортно», и где укрепление чувства собственного достоинства является высшей добродетелью. Но настаивая, что наши учителя должны строго придерживаться некоей безопасной коробочки справедливости, мы часто лишаем себя чего-то куда более ценного, нежели безопасность. Мы лишаем себя Развития. Печально, но самым большим недостатком сериала «Хаус» является то, что доктор Хаус и дня не прожил бы в условиях сегодняшней корпоративной и педагогической среды… Служба по работе с персоналом и юристы его бы просто четвертовали.
Перевод: MarishkaM
Бета: kahlan
ОригиналМногие любят телесериалы, но зачастую просто нет времени смотреть их по телевизору. Но в сети Интернет легко найти любой сериал для просмотре онлайн. Если вам нравится сериал Бригада, то на сайте можно узнать все подробности про его съемки, биографии актеров и скачать или смотреть онлайн все серии.
|