Эпизод «Как взрыв бомбы» оставил за собой шлейф из множества разочарованных фанатов. Кроме ощущения, что история Хауза и Кадди была еще далека от завершения, многие были расстроены тем, что Хауз, судя по всему, вернулся к тому положению, в котором мы впервые его встретили: одиночество и наркотики. В эпизоде "Out of the Chute” Хауз старается заглушить все, что он чувствует после разрыва. Стараясь забыться в удовольствиях — не отказывая себе ни в чем в вихре кутежа в виде смеси из Викодина, проституток и моря выпивки, в конце он обнаруживает, что ничего из этого, ни само по себе, ни в комбинации друг с другом, не способно принести ему успокоение.
Вселенная Хауза была мрачным местом еще тогда, как мы впервые познакомились с ним, и с тех пор он успел как минимум дважды попасть в настоящий ад и вернуться из него. В конце 2 сезона в Хауза стрелял пациент, в середине 3 -его сезона он чуть не умер от передозировки оксикодоном. В конце 4 сезона Хауз мог погибнуть в автобусной катастрофе, стоившей жизни подруге Уилсона Эмбер, а в финале 5 он почти потерял связь с реальностью, оказавшись в результате в психиатрической клинике. Темные моменты его жизни. Очень темные. И как фанаты сериала мы охотно следовали за ним. Мы знали, что у Хауза есть способность восстанавливаться — что, в конце концов, он не выберет простейший ответ и не отправится «навстречу свету». Он всегда «выбирал жизнь». Всегда.
Зачем мы следуем за ним? Чтобы увидеть его крах подобно зевакам, глазеющим на ужасную автокатастрофу? Или мы ощущаем боль Хауза в то время как он крошечными шагами продвигается вперед только для того, чтобы съехать обратно и начать все сначала? Думаю, многие из нас на его стороне — мы хотим, чтобы у него все получилось. Мы хотим, чтобы он пришел в согласие со своей жизнью, болью и эмоциями, даже если знаем, что он неизбежно и очень скоро потерпит поражение. Некоторые смотрят ради саркастичного эксцентричного гения, который разносит в пух и прах все, в чем есть хоть привкус лицемерия, а кто-то по всем этим причинам.
Разумеется, кому-то из нас больше нравится наблюдать за отношениями, и нам довелось увидеть как влюбленного, так и страдающего из-за любви Хауза, старающегося быть рядом с теми, кого он любит, и избегающего любой ценой неизбежных в этом случае обязательств, несмотря на попытки стать самым романтичным из любовников.
Вернулся ли Хауз на «первую клетку», как якобы сказал Дэвид Шор в ответ на вопрос о разрыве Хадди? Я в этом не уверена. С другой стороны, мы не знаем, какую именно «первую клетку» имел ввиду Шор. Он ведет себя так, как после разрыва со Стейси? Возможно, именно поэтому Уилсон так переживал за него? Нам еще многое предстоит увидеть, но Уилсон по-прежнему здесь, как и тогда, когда после ухода Стейси «собирал его по кусочкам». Он считает, что Хауз «развалился на куски», и, даже если Хауз этого еще не осознает, именно это с ним сейчас и происходит. Однако сопутствующий ущерб от этой катастрофы может быть весьма значительным (нам еще осталось 7 эпизодов).
Уже давно говорилось о том, что Хауз, возможно, просто не способен заботиться о ком-то, кроме себя. И хотя это очень грубая оценка, Хауз оплакивает свою потерю просто разрушительным способом, не обращая внимания ни на что, кроме своей боли. Он погружен только в себя и думает только о себе.
Сценаристы называют его сволочью. Дэвид Шор и Хью Лори тоже не раз использовали подобные выражения. И он таков и есть. Сволочь. Немало фанатов «Хауза» видят в нем исключительно гениального мерзавца, который позволяет себе говорить вещи, о которых они могут только мечтать. Но я не верю, что вся его суть заключается именно в этом, потому что, если бы это было правдой, мы бы не досмотрели даже первый сезон, не говоря уже о семи (Я — точно нет!). Под внешней оболочкой из зацикленности исключительно на себе, нарциссизма и боли скрывается человек, обладающий глубоким гуманизмом и немалым романтизмом. Учитывая многочисленные интервью, которые я провела со сценаристами «Хауза» за последние три года, становится ясно, что они воспринимают этот персонаж по-разному. Несовпадение во мнениях помогает делать персонаж более многогранным и не дает ему стать как полной сволочью, так и слишком хорошим.
Разумеется, есть некие основы, с которыми они все согласны: он гений, у него эмоциональные проблемы, он зависим, сосредоточен исключительно на себе и страдает от депрессии и нарциссизма. Но вот во взглядах на человечность Хауза они явно расходятся. Действительно ли, как Хауз заявил священнику Дэниелу в серии «Неверующий», добро, которое он делает, - это лишь «сопутствующий ущерб»? Или «люди делают хорошие вещи, даже, если их намерения таковыми не были»? Или это своеобразный ответ Хауза на то, как о нем сказал Хью Лори: «Хауз повидал на своем веку немало человеческих страданий»? Должны ли мы верить тому, что Хауз говорит, или тому, что мы видим, даже, если незаметно для других?
В интервью с Дорис Иган в начале 5 сезона я спрашивала, заслоняет ли колкая и саркастичная оболочка Хауза путь к его сердцу. Иган отметила, что, «с одной стороны, вам хочется, чтобы под этой твердой оболочкой билось такое же сердце. Но очевидно, что у этого человека целый ворох проблем. И скрытые чувства, о которых он никому не собирается признаваться».
В этом и состоит самая большая сложность создания такого персонажа как Хауз. Как показать его человечность, не изменив персонаж, не превращая его в «хорошего парня», кем он, по давнему утверждению Дэвида Шора, не является». «Коварство этого персонажа состоит в том, - рассказывали в интервью 2008 года Гаррет Лернер и Рассел Френд, - что он все-таки зависимый от наркотиков мизантроп. Мы хотим сохранить это его состояние «на грани», не разрушить его. Но, с другой стороны, мы никогда не забываем о его человечности. У него, безусловно, есть эта черта, иначе, зачем ему спасать все эти жизни?
Кроме разного подхода к человечности Хауза, невыясненным остается вопрос о том, есть ли в нем романтическая черта. Хотя в нашем недавнем разговоре Лиз Фридман заявила, что не считает то, что Хауз периодически стремится к отношениям, свидетельством его романтизма, другие сценаристы с ней могут быть не согласны.
(Возможно, что мы с Фридман просто запутались в семантике. Что «романтизм» может означать для такого персонажа как Хауз?) Тем не менее, в моем представлении некоторые эпизоды Фридман как раз и позволяют нам в глубине за внешним фасадом Хауза увидеть его человечность и романтизм. С чем она совершенно точно не согласна. Но Фридман далеко не первый сценарист, чей персонаж ведет себя не так, делает что вздумается, не слушаясь испуганных создателей и разрушая то, что они изначально задумали. Как известно, Крис Картер заявлял, что он никогда не собирался писать любовную линию для Малдера и Скали, но фанаты (а также актеры и, несомненно, персонажи) заставили его изменить мнение. Но как могут сценаристы говорить, что ему совершенно не присущ романтизм, учитывая то, как он ведет себя в сериях "Love Hurts" в 1 сезоне и "Need to Know" во втором сезоне, а также "Let Them Eat Cake" в пятом?
В интервью 2009 года исполнительный продюсер «Хауза» Кэйти Джейкобс признала, что у Хауза есть романтические черты, но добавила, что они «скрыты под страхами и болью, а также желанием избегать того, что делает его уязвимым. Думаю, он очень романтичен», - сказала она. Настолько же романтичен, насколько надломлен, и это часть его проблем. Возможно, именно поэтому зрительницам так нравятся герои, которые на первый взгляд, просто сволочи? «Я думаю, - ответила она, - мы видим, что в глубине его глаз плещется боль… что у него есть душа, вот в чем настоящая причина». Но это не напишешь в сценарии, здесь все зависит от исполнения. И еще иногда от режиссуры (на телевидении это не так ощутимо как в большом кино).
Она права. Зачастую человечность Хауза можно заметить не на страницах сценария, а почувствовать между строк коротких (или нет) диалогов - в блестящем (и часто смелом) исполнении Хью Лори. Я осмелюсь привести цитату из своей собственной книги.
… Откройте страницу с любым диалогом сериала и просто прочитайте, а затем посмотрите, как это было сыграно. Слова оживают как по волшебству, диалоги звучат на все лады и становится заметно то, что было скрыто меж строк. Это и называется актерской игрой.
На напечатанных страницах Хауз выглядит просто сволочью, а иногда даже полным мерзавцем, и найти в нем что-то привлекательное очень трудно. Но если взять эти реплики, поместить их в эпизод – вместе с Хью Лори, который просто «прочитает их вслух» (как он это называет), и всем тем, что он использует для игры: жесты, интонации, ритм и, наверное, самое важное, невероятно выразительные трагические синие глаза. Трансформация, которую переживает воплощенный на экране текст, просто поразительна.
В исполнении другого актера Хауз возможно не был бы и вполовину столь притягателен, как в облике Лори, который придает ему и серьезность (если это необходимо), и печаль, взаимодействуя со зрителем на интуитивном уровне. Но что, если то, что мы видим, лишь актерская игра и особая интерпретация персонажа некоторыми сценаристами и режиссерами? Возможно, мы как зрители вкладываем слишком много собственного понимания и расположения к Хаузу и видим в нем привлекательного персонажа, в то время как он таким не предполагался? Но я не могу с этим согласиться. Как сказала Лиз Фридман, пишет она, но интерпретировать замысел – наша задача. И это справедливо для любого вида искусства, будь то литература, живопись, музыка или что-то другое.
Итак, нам осталось еще семь серий до финала. Хауз оказался на дне после того как, наконец, позволил себе открыться возможности любви и потерпел неудачу.
Финальная сцена серии "Out of the Chute” внушает страх в отношении того, что это говорит об уровне отчаяния, который испытывает Хауз. Балансируя на балконных перилах, Хауз осознает, что дошел до той точки, когда просто должен сделать что-то, чтобы что-то почувствовать. Он ощущает полную пустоту – ничто не в состоянии принести ему удовольствие или радость. «Мое тело как клетка», - говорится в песне, звучащей в последней сцене. Великолепный выбор, который позволяет нам интерпретировать прыжок Хауза в бассейн с высоты восьмого этажа с разных точек зрения.
Для Хауза в результате все сводится к ноге: наркотики, проблемы с доверием, невозможность открыться. Это корень его физических и эмоциональных страданий. Если он сможет найти способ преодолеть это, жизнь может стать лучше. (Я до сих пор помню финальную сцену первого сезона и Хауза, пытающегося - и терпящего поражение – сделать шаг в сторону нормальности, надеющегося, что, если он сможет стать «нормальным», то сможет быть со Стейси.) Возможно, успешный прыжок в бассейн с такой высоты способен каким-то образом показать ему, что он сможет преодолеть свою боль? Это самая оптимистичная трактовка этой сцены.
Более логичным будет предположить, что Хаузу, который был как замороженный в течение всего эпизода, нужно знать, что он не потерял способность чувствовать. Ничто не способно его взволновать. Возможно, этот рискованный шаг в бассейн был просто последней попыткой? Это пугающая мысль, которая не сулит ему ничего хорошего. Он будет постоянно жить на грани, рискуя все больше и больше, просто, чтобы почувствовать себя «нормальным». Значит ли это, что впереди на этом пути будет еще больше ухабов и рытвин?
Перевод: kahlan Бета: fistashka
Если вас интересует новый сериал Grimm, то на сайте вы сможете смотреть онлайн Гримм и бесплатно скачать все серии.
|